Академия художеств: история создания, строительства, чему учили, известные выпускники

В начале пути

Мысль о том, что Россия должна обзавестись собственной «кузницей кадров» в области изобразительного искусства, неоднократно высказывалась Петром I. «Исполнение воли государя-реформатора привело к рождению особого художественного отдела в Структура новой Академии наук, однако, оказалась непрактичной: специалисты постоянно конфликтовали с министрами муз и, честно говоря, затирали их. Попытки разделить эти две области с организационной точки зрения долгое время терпели неудачу, пока за дело взялся меценат и просветитель Иван Шувалов, который по совету Ломоносова, оказав влияние на императрицу Елизавету Петровну, добился учреждения «трех специальностей важнейших искусств Академии»: живописи, скульптуры и искусства архитектура предназначалась для «дворян.

 

Хотя академия впервые была официально засекречена в Московском университете, на самом деле это была чисто петербургская история. В отсутствие государственных помещений занятия проходили прямо в доме Шувалова, в доме на Садовой улице. Поначалу даже приглашал иностранных учителей на свои деньги. С вступлением на престол Екатерины II этот «просветительский проект» обрел второе дыхание. В 1764 году императрица своим указом даровала учреждение «Privilegio», наделив его императорским статутом. Тогда же на Васильевском острове началось строительство великолепного здания в духе классицизма по проекту Жана Батиста Мишеля Валлен-Деламо и Александра Кокоринова. Академия художеств вступила в период расцвета.

Свое и заграничное

С момента основания эта школа полностью ориентирована на европейскую образовательную модель. Прототипов было достаточно: знаменитые художественные академии давно существовали в Париже, Риме, Болонье, Флоренции… Россия по своей инициативе не сильно отставала. Например, Лондонская Королевская академия художеств была основана одиннадцатью годами позже. Хотя дело, конечно, не в том, кто кого превзошел официальными учреждениями. Гораздо важнее то, что в середине XVIII века в Санкт-Петербурге был введен в действие механизм, который позволил отечественным живописцам, скульпторам, архитекторам (а также граверам и медалистам) по-прежнему вписаться в единую систему координат с зарубежными творцами они казались недосягаемыми кумирами.

Однако сразу были определены национальные приоритеты. Буквально на церемонии открытия академии поэт Александр Сумароков объявил: «Первая позиция тех, кто практикует эти трюки, — это изображение истории своей родины и великих людей на ней». Студенты академического образования следуют этому указанию десятилетиями. В фильмах, предъявляемых к выпускным экзаменам, неизбежно чередовались античные или библейские темы с эпизодами из русской истории.

Прочие дисциплины

Петербургская Академия художеств, созданная по образцу аналогичных европейских учебных заведений, выпускала из своих стен не только профессионально подготовленных специалистов в различных областях искусства, но и широко образованных людей. Помимо основных дисциплин, в учебную программу также входили иностранные языки, история, география, мифология и даже астрономия.

Петербургская Академия художеств в XIX веке

Порядок обучения, принятый в XVIII веке

С момента основания Петербургская Академия художеств играет ключевую роль в развитии русской культуры. О серьезности проделанной работы может свидетельствовать тот факт, что в XVIII веке обучение длилось пятнадцать лет, а лучшие выпускники были отправлены за границу на стажировку за государственный счет. Среди художественных разделов, изучаемых в Академии, были живопись, графика, скульптура и архитектура.

Весь курс обучения, который Академия художеств предоставила своим студентам, была разделена на пять классов или секций, из которых четвертый и пятый были самыми низкими и назывались школой образования. В них принимали мальчиков, достигших пяти-шести лет, где они учились читать и писать, а также приобретали начальные навыки рисования орнаментов и копирования готовых изображений. Каждая из этих двух основных степеней длилась три года. Таким образом, курс Педагогической школы длился шесть лет.

Виже Лебрен, академик Санкт-Петербургской Академии художеств

Разделы с третьего по первый были высшими, их считали, по сути, Академией художеств. В них студенты, которые ранее учились в единой группе, были разделены на классы по будущей специализации: живопись, гравюра, скульптура или архитектура. В каждой из этих трех старших секций они проучились по три года, так что обучение непосредственно в самой Академии длилось девять лет, а вместе с шестью годами, проведенными в Педагогической школе, — пятнадцать лет. Лишь намного позже, в XIX веке, после закрытия Педагогической школы в 1843 году, период обучения значительно сократился.

В новом столетии

Петербургская Академия художеств получила дальнейшее развитие в 19 веке. Возглавлявший ее богатый русский меценат граф Александр Сергеевич Строганов провел ряд реформ, в результате которых были созданы реставрационные классы и медали, и даже крепостным разрешили учиться при определенных условиях. Важным этапом в жизни Академии того периода стала ее передача сначала Министерству просвещения, а затем Министерству Императорского двора. Это во многом способствовало получению дополнительного финансирования и позволило большему количеству выпускников уехать за границу.

Архитектура и внутреннее убранство Академии

В плане здание представляет собой правильную площадь с большим центральным двором, называемым «компас», и четырьмя внутренними дворами по углам здания.

Мнение экспертаЕкатерина СмирноваНаш любимый историкСпросить экспертаСделано! Радиус двора около 50 метров. Это самый большой круглый двор в мире. Квадратные дворы созданы для освещения учебных и выставочных помещений.

В архитектуре здания впервые отмечен переход от стиля барокко к лаконичному и величественному классицизму.

Само предназначение здания также было новаторским. Впервые это был не храм или дворец, а учебное заведение. Этой теме соответствует вся планировка здания.

По периметру дворы окружают здания на трех этажах, предназначенные для учебных и жилых помещений. В них разместились классы, комнаты студентов, квартиры учителей и апартаменты президента Академии.

Двор Академии художеств

Главный фасад здания, обращенный к Неве, впечатляет выступающим центральным портиком с двойными колоннами, среди которых великолепные копии античных шедевров: статуи Геракла и Флоры.

Фасад Академии художеств - Санкт-Петербург

Портик завершается огромным куполом, который венчает скульптурная композиция «Фигура Минервы в окружении трех художников». Выступающие аркады с колоннами по углам придают зданию еще большее величие.

Здание Академии выглядит шикарно. Это касается и внешнего вида, и интерьеров многих комнат. Они различны по размеру и дизайну, но все они объединены единой структурой.

Многие комнаты обставлены с особой роскошью. Например, атриум первого этажа и парадная лестница считаются шедеврами архитектуры, а залы Рафаэля и Тициана бросаются в глаза.

Во время всех отделочных работ дизайном интерьеров занимались студенты Академии, в том числе известные художники и скульпторы.

Академический учебный процесс рассчитан на 15 лет с трехлетним обучением в каждом из пяти квалификационных классов. Ученики обучались искусству живописи, скульптуры и архитектуры по прекрасным образцам музея Академии, наполненным великолепными шедеврами мирового значения.

Женщины, вошедшие в историю академии

В екатерининскую эпоху появилась первая женщина-академик Петербургской Академии художеств. Она была ученицей французского скульптора Этьена Фальконе — Мари-Анн Колло, которая вместе со своим учителем создала знаменитого «Медного всадника». Именно она выполнила голову короля, ставшую одним из лучших его скульптурных портретов.

Императрица, восхищенная ее творчеством, приказала Колло получить пожизненную пенсию и присвоить такое высокое звание. Между тем, среди ряда современных исследователей бытует мнение, что, вопреки сводной версии, Мари-Анн Колло, академик Петербургской Академии художеств, является автором не только головы Бронзового рыцаря, но и всю фигуру царя, в то время как его хозяин лепил только лошадь. Однако это нисколько не умаляет его достоинств.

Академик Санкт-Петербургской Академии художеств

Попутно следует отметить, что высокое и почетное звание было завоевано в России в конце XVIII века другим художником из Франции, одним из лучших портретистов своего времени — Виже Лебрен. Академик Петербургской Академии художеств — звание присуждается только выпускникам. Лебрен же получил не менее шумное звание бесплатной почетной стипендии, которую в то время присуждали выдающимся художникам, получившим образование за рубежом.

Чему и как учили

Именно исторический жанр считался здесь главным, высшим в иерархии. Чтобы заслужить право на создание такого рода работ, нужно было много времени. Уже в пяти-шестилетнем возрасте детей принимали в Педагогическую школу Академии, где обучали навыкам рисования орнаментов и копирования с лекал. Пройдя два младших класса обучения, ученики стали студентами и начали приобретать классную специализацию. Все без исключения прошли через рисунок гипсовых голов и фигур, постепенно приближаясь к изображению живых моделей природы. Кстати, здесь преподавали и общеобразовательные предметы, и языки. Максимальный срок обучения составлял около пятнадцати лет. Выпускники должны были продемонстрировать свою профессиональную компетентность, выполнив «программу» — свою работу по заданному предмету.

 

Однако и после этого их связь с альма-матер не прерывалась. Академия стремится обеспечить карьерный рост своих питомцев и часто дает им государственные заказы. А лучших из лучших — обладателей золотых медалей первого или второго достоинства — отправляли в так называемые пенсионные поездки за границу. Как правило, в Италии или Франции. Академия оплачивала пребывание медалистов в Европе на внушительный срок: в 18 веке это было около трех лет стажировки, а позже — около шести. Конечно, эта традиция не обошлась без эксцессов. Иногда артисты-пенсионеры «забывали» вовремя вернуться домой. Достаточно вспомнить Карла Брюллова, прожившего в Италии двенадцать лет и вернувшегося в Петербург только по личному распоряжению царя Николая Павловича. Но он пришел не с пустыми руками. Практика ретрита во многом способствовала творческому росту художников и упрочила славу русского искусства за рубежом.

Первый ректор академии

Имя еще одного человека, оставившего заметный след в истории русской культуры, связано с ранним периодом существования Академии художеств, а также со строительством нынешнего здания. Это выдающийся русский архитектор Александр Филиппович Кокоринов (1726–1772). Разработав вместе с профессором Ж. Б. М. Валлен-Деламот проект здания, в которое академия переехала из Шуваловского дворца, он занял пост директора, затем профессора и ректора. Обстоятельства его смерти породили одну из многих петербургских легенд, известную как «призрак Академии художеств». Дело в том, что по сохранившимся данным ректор Академии умер не от водной болезни, как указано в официальном некрологе, а повесился на чердаке.

Санкт-Петербургская Академия Художеств

Есть две возможные причины самоубийства. По одной из версий, причиной послужило необоснованное обвинение в хищении государственных средств, то есть в коррупции. Поскольку в те времена это еще считалось позором и позором, и Александр Филиппович не мог оправдаться, он предпочел умереть. По другой версии, толчком к этому шагу послужил упрек, полученный от императрицы Екатерины II, которая посетила здание Академии и испачкала свое платье на свежеокрашенной стене. С тех пор говорят, что душе самоубийцы, не получившей покоя в высшем мире, суждено вечно блуждать в стенах, которые она когда-то создала.

Советский период

После Октябрьской революции Академия претерпела множество изменений в названии с резкими сокращениями: ПГСХУМ, ВХУТЕИН, ИНПИИ. Похоже, что на момент создания этих дикобразов не все могли буквально расшифровать их, а теперь они им совсем не нужны.

Блочные годы стали полигоном для сотрудников и выпускников Академии. Студенты и сотрудники не прекращали работу, и в 1941 году состоялась еще одна степень, когда некоторых кандидатов с фронта вызывали защищать кандидатские диссертации.

Музей Академии

Практически сразу после основания Академии, в 1758 году, был создан музей — «Академический музей». Граф Шувалов подарил Академии около 100 картин, рисунков и скульптур из своей личной коллекции, и это положило начало богатству музея. Его примеру последовали многие выдающиеся коллекционеры, и вскоре это стало хорошей традицией.

Музей Санкт-Петербургской Академии Художеств

Сейчас музей насчитывает более 50 000 экспонатов и считается одним из самых значимых музеев страны. Его экспонаты раскинулись на трех этажах в помещениях так называемого «компаса». Это серия номеров с видом на радиус двора.

На первом этаже собраны высококачественные слепки античной и европейской скульптуры и архитектуры.

На втором этаже собраны лучшие работы выпускников Академии и копии оригинальных картин художников эпохи Возрождения.

Третий этаж — выставка архитектурных макетов знаменитых построек Санкт-Петербурга. Здесь можно увидеть Смольный, Исаакиевский собор, здание Биржи и макет самого здания Академии.

Изначально экспонаты музея использовались исключительно в учебных целях, но с 1859 года он открыт для посетителей.

Во власти классицизма

На протяжении большей части XIX века единственным художественным стилем, признанным Академией, был классицизм. На приоритеты преподавания в то время сильно повлияла так называемая иерархия жанров — система разделения жанров изобразительного искусства по их значимости, принятая Академией изящных искусств в Париже, основным из которых считалась историческая живопись. Этот принцип просуществовал до конца 19 века.

Санкт-Петербургская Императорская Академия Художеств

В результате от студентов требовалось рисовать картины по сюжетам из Священного Писания или произведений античных авторов — Гомера, Овидия, Феокрита и т.д. Темы древнерусского языка также допускались, но только в контексте исторических работ М. Ломоносова и М. Щербатова, а также Синопсиса — собрания сочинений древних летописцев. Следовательно, классицизм, проповедуемый Императорской Академией художеств в Санкт-Петербурге, неизбежно ограничивал творчество студентов, загоняя его в узкие рамки устаревших догм.

Художники-бунтари, прославившие русское искусство

Постепенный отход от устоявшихся канонов начался с того, что в ноябре 1863 года 14 наиболее одаренных учеников, включенных в число участников конкурса на золотую медаль, отказались рисовать картины на сюжете, заданном им скандинавской мифологией требуя права выбора темы самостоятельно. Отказавшись, они демонстративно покинули Академию, организовав сообщество, которое стало основой для последующего создания знаменитой Ассоциации передвижных художественных выставок. Это событие вошло в историю русского искусства как восстание четырнадцати.

Призрак художественной академии

Известные художники, такие как М. А. Врубель, В. А. Серов, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов и многие другие, стали выпускниками и академиками Петербургской Академии художеств. Наряду с ними следует упомянуть плеяду блестящих учителей, среди которых В.Е. Маковский, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, И.Е. Репин.

 

Оцените статью
Блог о Российской Империи