История развития образования — как появилась школа: от Древней Руси до современности

Содержание
  1. Первые школы на Руси
  2. «Никогда еще возбуждение учащихся не проявлялось с такой силой»: Московский университет во время революций
  3. Школы в допетровской России
  4. Финансирование
  5. Высшее образование при Советском Союзе
  6. Школьное образование при Петре I
  7. Реформы, сопутствующие свободе крестьянства
  8. Образование в период дворцовых переворотов (1725-1762)
  9. Открытие Академии художеств
  10. Основание Танцевальной школы
  11. Военные учебные заведения
  12. Изменения при Александре I
  13. Образование при Екатерине II (1762-1796)
  14. Народные училища
  15. Специализированные учебные заведения
  16. За­крытые школы
  17. Смольный институт
  18. Воспитательные дома
  19. Первая Публичная библиотека
  20. Сословный характер
  21. Гимназии в XVIII веке
  22. Гимназия Эрнста Глюка
  23. Первая Академическая гимназия (Санкт-Петербург)
  24. Университетская гимназия
  25. Смольный институт Екатерины II
  26. Реформа Екатерины II
  27. Реальное училище
  28. Школьная система XIX века в России
  29. Школа советского периода
  30. Новая школа в России
  31. Кадетский корпус
  32. Классификация учебных заведений
  33. Средние учебные заведения
  34. Последний российский император
  35. Создание Московского университета

Первые школы на Руси

988 год — время крещения Руси и зарождения школьного образования.

Князь Владимир Святославович издает указ: дети бояр должны учиться книжке. Так появилась школа «Книжное обучение». Там ученики были разделены на небольшие группы, и у каждой был свой учитель по чтению и письму.

Впоследствии первые учебные заведения открылись в монастырях Киева, Новгорода, Смоленска, Суздаля и Курска. Учителями были монахи, а программу утвердил сам князь Владимир.

Спустя столетие, в 1086 году, сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла при церкви первую женскую школу, где девушки из зажиточного населения учились читать, читать и петь.

В начале XV века церкви при монастырях были заменены частными школами — «Мастерами грамоты», что стало новым этапом в развитии образования в России. Здесь учились мальчики от обеспеченных родителей, в программу входили письмо, чтение и иностранная литература.

Во время татаро-монгольского ига произошел регресс образования, и его развитие значительно замедлилось. Только школы при церквях продолжали вести образовательную деятельность.

«Никогда еще возбуждение учащихся не проявлялось с такой силой»: Московский университет во время революций

В 1826 году, вскоре после восстания декабристов, Николай I посетил Московский университет. Генерал Иван Дибич, участвовавший в аресте заговорщиков, вспоминал: «Императору стало известно, что среди студентов Московского университета .. неприличным образом мышления ». Распоряжением Николая I в учебном заведении было запрещено преподавание философии, а студенты и преподаватели были вынуждены постоянно носить униформу для« своего рода порядка и улучшения».

Николай I также сменил факультеты Московского университета. Открыты юридический, медицинский и философский факультеты. По указу императора количество студентов философского и юридического факультетов не должно превышать трехсот. Поэтому император решил «контролировать» неблагонадежных учеников. Это ограничение было снято только Александром II в 1855 году.

Студенты Московского университета в 1905 году приняли участие в первой русской революции. Из-за беспорядков и беспорядков занятия пришлось приостановить на несколько месяцев. Члены Совета университета написали после одного из внеочередных заседаний: «Никогда еще студенческий азарт не проявлялся с такой силой .. как сейчас». В том же году был создан Центральный студенческий университетский орган, в который вошли представители всех курсов и факультетов. Его участники собирали деньги для арестованных студентов и помогали нуждающимся.

В ноябре 1910 года студенты Московского университета организовали митинг, посвященный смерти писателя Льва Толстого. Из-за тяжелой утраты занятия не проводились в течение трех дней. И хотя руководство поддержало организаторов мероприятия, вскоре был издан циркуляр «О временном запрете государственных и частных студенческих учреждений».

В ответ студенты объявили забастовку 27 января 1911 года. По приказу министра просвещения Льва Кассо в этот день полиция была доставлена ​​в университет и занятия были приостановлены. Ректор Александр Мануилов подал в отставку на внеочередном заседании Совета университета. За ним последовали более сотни учителей. А по окончании семестра университет покинуло более трети сотрудников, в том числе профессора Владимир Вернадский, Николай Зелинский, Климент Тимирязев. На их место были назначены новые учителя, но в знак протеста ученики почти не посещали занятия.

Уволенные сотрудники были восстановлены только в 1917 году, после Февральской революции. Тогда же родились новые организации студенческого самоуправления: полиция, здравоохранение. Раздали оружие и помогли раненым. Их участники демонстративно отказались подчиняться указаниям учебного заведения. Ректор Матвей Любавский напомнил: «Университет сталкивается с препятствиями для возобновления занятий, потому что его общественность занимается организацией студенческой милиции, которая считает себя автономной, самовольно занимает помещения, выделяет их для митингов и реквизиций университетского имущества».

Школы в допетровской России

До Петра I образование шло медленно. Время от времени открывались частные школы, создавалась Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учебное заведение в стране.

Для знатных мальчиков в возрасте от 8 до 12 открывались школы, где обучение шло по специальному сборнику школьных правил — «Азбука». Сначала изучали письмо, потом уроки стали разнообразнее. В этих учебных заведениях изучали «семь свободных искусств»:

  • грамматика
  • диалектика
  • риторика
  • я пою в церкви,
  • осмотр,
  • география
  • наука о звездах.

Иностранные языки (латинский, греческий) преподавали в школах только будущие священники и дипломаты.

Финансирование

История образования в Российской империи

При этом финансирование начального образования осуществлялось в основном за счет пожертвований и за счет земств. Ссуды на народное образование растут, в 1904 году они выросли почти вдвое за десятилетие, бюджет Минобразования увеличивается с 22 до 42 миллионов рублей.

После революции 1905 года необходимость закона о всеобщем начальном образовании активно обсуждалась в обществе и на уровне власти. Частично он был утвержден в 1908 году. Впоследствии во всех начальных школах принято четырехлетнее обучение.

При этом окончательное обсуждение законопроекта постоянно откладывается, затягиваясь до 1912 года. В результате Госсовет окончательно отклоняет законопроект.

Высшее образование при Советском Союзе

Первой задачей, которую решали власти СССР в сфере образования, была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. Решению этой проблемы в основном были посвящены 1920-е годы, но не забыли и о высшем образовании.

В период первой пятилетки (1928-1932 гг.) Количество студентов значительно увеличилось, но качество их обучения снизилось. Рост количества студентов был связан с острой нехваткой специалистов с высшим образованием. Качество образования стало улучшаться уже во второй пятилетке. Наряду с повышением качества образования увеличивалось количество вузов, в 1933 году их было 832.

история высшего образования в России
Граждане СССР имеют право на высшее образование

В 40-50-е годы ХХ века возрос интерес к высшему образованию, в основном университетскому. Это произошло благодаря успехам в освоении космоса, развитию атомной энергетики. Количество вузов немного изменилось.

80-е — начало 90-х, можно отметить сближение технических и гуманитарных специальностей, что было проще всего сделать в вузах. И, кроме того, увеличилось сотрудничество между разными странами — это обмен студентами и преподавателями и, кроме того, совместные разработки в области совместных научных проектов, унификация учебных программ.

Школьное образование при Петре I

Существенные изменения в обучении произошли при Петре I. Он провел образовательную реформу, которая затронула многие аспекты развития школы в России:

  • В 1701 году он открыл школу математики и мореплавания. Мальчики всех классов учились здесь с 12 лет. Изучив программу, дети бедных родителей пошли служить, а боярские дети пошли в «гимназию». Эти молодые люди изучали немецкий язык, географию и навигацию.
  • В 1714 году появились цифровые школы. Студенты изучали математику и геометрию. В 1723 г в стране было около 42 таких школ.
  • В 1724 году Петр I учредил Академию наук, но она была открыта спустя год, после его смерти. Академия состояла из гимназии и университета. В спортзале дети учились 7 лет, изучали латынь, немецкий и французский языки, историю и географию.

Школьное образование при Петре I

Реформы, сопутствующие свободе крестьянства

Приходская школа

Отмена крепостного права Александром II в 1861 году внесла серьезные изменения в историю образования в Российской империи. Этому способствовали установление капитализма и развитие промышленного производства. В этот период происходил общий рост грамотности, развитие различных форм обучения.

Новый университетский устав 1863 года восстанавливает автономию университетов, дает независимость в финансовых, административных, научных и педагогических вопросах. Это играет важную роль в развитии высшего образования в Российской Империи.

В 1864 г появилось образование, доступное для всех классов. Наряду с государственными школами есть воскресные, приходские и частные школы. Тренажерные залы делятся на настоящие и классические. Сейчас принимают вне зависимости от класса, но обучение платное.

В 1869 году открылись Высшие женские курсы — первые женские учебные заведения.

Образование в период дворцовых переворотов (1725-1762)

Несмотря на появление в середине XVIII века несекретных учебных заведений, образование в России по-прежнему было доступно в основном знати и состоятельным гражданам. Они составляли около 4% населения страны. Количество солдатских гарнизонных школ, в которых преподавали чтение, письмо, арифметику, с 1721 по 1765 год увеличилось с 50 до 108. Крестьяне оставались в основном неграмотными, так как были глубоко верны православию, идее монархической власти и народа традиции.

Открытие Академии художеств

Через два года после основания Московского университета, в 1757 году, в Петербурге была открыта Академия художеств. Это учебное заведение сегодня успешно работает. И.И.Шувалов стал первым президентом Академии художеств.

В Академии художеств было четыре отделения: живопись, скульптура, архитектура и гравюра. Изначально уроки проводились иностранными профессорами, в основном французскими и итальянскими.

Доступ к обучению в Академии разрешался «русским подданным любого ранга», в том числе крепостным, получившим согласие помещиков.

В начале 1758 года среди студентов гимназии Московского университета, начавших обучение в Академии художеств, было отобрано и привезено в столицу 16 молодых людей. В Петербурге было набрано еще 20 учеников, в основном сыновей солдат. Как видите, Шувалов не связывал свой выбор с материальными или классовыми соображениями. Главным критерием отбора в Академию художеств был талант. Например, известного позднее скульптора Федота Шубина «запросили» в Академии придворные кочегары «по усмотрению различных лиц в нем в резьбе по кости и перламутру надежды».

Основание Танцевальной школы

В 1738 году по указу Анны Иоанновны в Петербурге была открыта танцевальная школа (ныне Академия русского балета имени А.Я.Вагановой). В специально оборудованных залах Зимнего дворца Петра I учитель французского танца Ж.-Б. Ланде приступила к обучению 12 русских мальчиков и девочек. Так началась история русского балета.

Военные учебные заведения

В 30-40-е годы XVIII века в России появились военные учебные заведения, куда принимали только дворян: Сухопутный дворянский корпус, Морской дворянский корпус (1752 г.), Артиллерийско-инженерное училище (1758 г.).

Изменения при Александре I

Царскосельский лицей

В начале XIX века общеобразовательные спортзалы существовали только в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. При этом было много специализированных учебных заведений разного типа.

В 1802 г было основано Министерство просвещения, издавшее новое постановление о структуре учебных заведений. Новые принципы провозглашали, что образование в Российской империи было бесплатным на нижних уровнях, что образовательные программы были бессловесными и непрерывными.

Все существующие учебные заведения были разделены на четыре типа. Первую составляли приходские школы, которые заменили небольшие народные школы. Во вторую входили районные школы, в третью — гимназии или областные школы, в четвертую — университеты.

В начале правления Александра I было открыто шесть университетов. Вся территория империи была разделена на шесть учебных округов во главе с попечителями.

В 1804 г появился университетский устав, предоставивший высшим учебным заведениям значительную автономию. У университета был свой суд, высшая администрация не имела права вмешиваться в дела вузов, которые в свою очередь выбирали ректора и профессоров.

Начали появляться первые средние школы, которые считались средними университетскими заведениями. К ним принадлежит и Царскосельская гимназия, где учился Пушкин.

Образование при Екатерине II (1762-1796)

Поставив перед собой задачу воспитывать своих подданных, Екатерина II не могла не обратить внимание на количество и состояние русских учебных заведений. Во второй половине XVIII века к уже существующим учебным заведениям были добавлены новые школы, как родовые, так и не родовые.

Народные училища

Указом 1786 г были открыты народные школы в 25 губерниях России. Здесь учились сыновья ремесленников, ремесленников, солдат, моряков, крестьян. Те, кто закончил первые два класса общеобразовательной школы, умели читать, писать и считать. А студенты, окончившие четырехлетний курс обучения, также знали основы геометрии, механики, физики, естествознания, географии, истории.

Специализированные учебные заведения

При Екатерине были созданы и специализированные учебные заведения. Артиллерийско-инженерный кадетский корпус, школа при Академии художеств, бизнес-школа, горный институт.

За­крытые школы

Особое внимание во второй половине 18 века его отдавали закрытым школам. Просвещение утверждало: чтобы изменить общество и построить «царство разума», необходимо воспитать «новую расу людей». А для этого следует изолировать детей от влияния семьи и общества, поместив их в специальные учебные заведения. Эти мысли легли в основу образовательной программы Екатерины II и ее ближайшего соратника Ивана Ивановича Бецкого (1704-1795).

Смольный институт

По инициативе Бецкого в 1764 году было организовано первое общеобразовательное учебное заведение для девочек — Институт благородных девиц (Смольный институт) в Петербурге. Принимались дочери дворян с 5-6 лет. Девочек забрали у родителей на 12 лет. Жизнь «Смолянки» была строго регламентирована. Встали в 6 утра. Мы посещали 6-8 классов в день. Время на игры было ограничено. Чтения, разговоры друг с другом и со взрослыми, образ мышления и чувства учеников тщательно контролировались. Девочки не могли пойти домой, родители могли навещать их только изредка, а то и по особым случаям. «Смолянка» получила разнообразное, но поверхностное образование. Основное внимание уделялось гуманитарным наукам: литературе, иностранным языкам, основам истории. Большое значение придавалось танцам, музыке и ремеслам. В 1771 г при Смольном институте был создан театр, способствовавший художественному воспитанию школьников.

Воспитательные дома

По предложению самого Бецкого были открыты детские дома (1764 г. — в Москве, 1779 г. — в Петербурге). В них содержались дети без родителей. Государство заботилось о детях-сиротах, воспитывало, давало образование и профессию.

Ближе к концу жизни Бецкой признал, что создать «новую расу людей» невозможно: система образования, основанная на изоляции детей от семьи и общества, оказалась неустойчивой.

Первая Публичная библиотека

Еще одним шагом к просвещению в 18 веке стало создание публичной (то есть публичной) библиотеки. Указ о ее основании был подписан Екатериной II в 1795 году. Будучи «образцом самых выдающихся публичных библиотек» Европы, в котором размещались архивы национальной печати и письменные памятники, новая библиотека должна была стать коллекционером русских книг и рукописи.

В то же время в Санкт-Петербурге началось строительство специального здания на углу Невского проспекта и Садовой улицы.

Первым коллекциям помогла сама императрица. По его распоряжению летом и осенью 1795 года сначала вагонами из Варшавы в Ригу, а затем морем в Санкт-Петербург была доставлена ​​коллекция книг и рукописей братьев Залуских, ставшая основой иностранного фонда. Городской библиотеки.

На создание Публичной библиотеки ушло почти двадцать лет. Библиотека была торжественно открыта для читателей только в 1814 году.

Сословный характер

Образование в Российской Империи

Говоря коротко об образовании в Российской Империи, следует отметить, что при Николае I оно приняло жесткий и закрытый характер. Приходские школы предназначались для крестьян, а уездные школы — для детей купцов, горожан и ремесленников. Спортивные залы предназначены только для детей чиновников и дворян.

Специальным декретом 1827 г запрещался даже прием крестьян в университеты и гимназии. Система образования в Российской Империи в то время строилась на принципах бюрократической и классовой централизации.

Школьный устав 1828 г разделил начальное и среднее образование на категории: для детей низшего и среднего классов и для детей чиновников и дворян.

Новый университетский устав 1835 года ограничивает автономию университетов, фактически устанавливая полицейский контроль над студентами.

В то время активно расширялась сеть производственно-технических учебных заведений. Рождаются архитектурная школа и технологический институт.

Гимназии в XVIII веке

Гимназия Эрнста Глюка

Здание спортзала Э. Глюка

Здание спортзала Э. Глюка

Первая гимназия в России была основана в Москве 2 мая 1703 года лютеранским пастором Эрнстом Глюком. Он и его семья оказались в России после того, как были захвачены русскими войсками под командованием графа Б.П. Шереметева, когда он вошел в Мариенбург. Изначально спортзал располагался в Немецкой слободе, затем на Большой Покровской улице (ныне Маросейка). Официально учебное заведение было учреждено указом от 25 февраля 1705 г .: «.. и в той школе бояр, и окольничей, и дум, и соседей, и каждого чина слуг и купцов своих детей, которые за них желая поступить в эту школу, он будет записываться, преподавать греческий, латинский, итальянский, французский, немецкий и другие розовые языки и философскую мудрость ». (Невежественные) дети« всех условий »были приняты в гимназию. Сам кандидат Пришлось выбирать язык для обучения. Обучение было бесплатным, и ей было приказано ежегодно выделять 3 тысячи рублей на содержание школы. В то время в школе было 8 иностранных учителей и 30 учеников. Основным направлением деятельности гимназии было изучение иностранных языков. Из общеобразовательных предметов изучал философию, историю, географию, арифметику (в том числе алгебру, геометрию, тригонометрию); танцы, фехтование, верховая езда, «комплементы» были обязательными для всех учеников, самостоятельно заведение с выбранного языка.

Так было в спортзале: ученики школы вставали в 6 утра, день начинался с молитвы и чтения церковных книг. С 9 до 10 на уроках изучал «Образы мира» Яна Амоса Коменского; с 10 до 12 изучали латынь и латинскую грамматику; завтрак с 12 до 13; с 13:00 до 14:00 орфография и подготовка к следующим урокам; Уроки каллиграфии, французской и немецкой грамматики проходили с 24:00 до 15:00; с 15 до 16 младшие занимались арифметикой, переводом пословиц, читали Вергилия, Корнелио Непота, старшие совершенствовали риторику и фразеологию; с 16:00 до 17:00 младшие школьники брали уроки французского языка. Следующий час был посвящен истории и домашнему заданию.

После 18 часов для младших школьников школьный день закончился, и остальные были заняты арифметикой, риторикой, философией или подготовкой к домашним заданиям.

Пьетро I на осмотре в спортзале

Пьетро I на осмотре в спортзале

В 1710 г в гимназии обучалось 75 человек. Среди них были дети чиновников, зажиточных купцов, иностранцев и придворной знати (князья Голицыны, Прозоровские, Бестужев-Рюмин, Бутурлин, Головин).

Глюк руководил тренажерным залом до своей смерти в 1705 году. После него спортзал постепенно стал терять общеобразовательный характер. В общей сложности он просуществовал 14 лет и выпустил 250 студентов, которые в основном работали на государственной службе: переводчики, послы и другие сотрудники.

Первая Академическая гимназия (Санкт-Петербург)

Академический спортзал

Академический спортзал

В 1726 году была основана Академическая гимназия. Его первым инспектором был Готлиб Байер. Но деятельность спортзала сопровождалась трудностями, в основном не хватало учителей, которые могли бы преподавать на русском языке. Несмотря на то, что, помимо дворянства, в гимназию принимали детей из среднего класса и даже солдат, им выплачивалась стипендия, в 1737 году в гимназии обучалось всего 18 детей.

Чтобы исправить положение, в 1758 году граф Разумовский доверил управление гимназией М. В. Ломоносову. В нем он основал государственный колледж на 40 учеников и организовал начальные классы с русским языком обучения. Затем (в 1765 г.) в гимназии было организовано даже отделение для несовершеннолетних. Под руководством инспектора Бакмейстера (1768–1777) в высшем классе преподавание соответствовало университетскому языку на латыни или немецком языке, а также преподавались основы математики и естественных наук.

При княгине Е. Дашковой был приобретен специальный дом для гимназии и улучшено содержание школьных принадлежностей. Но, несмотря на все усилия, в 1805 году гимназию закрыли: учителей не хватало, статус учебного заведения окончательно не определился. Отсюда отсутствие четкой системы обучения.

Университетская гимназия

Университетский спортзал

Университетский спортзал

В 1755 году при Московском университете была основана гимназия (называлась университетской или даже академической). Его целью было подготовить молодежь к поступлению в университет. Гимназия была разделена на два отделения: для простых граждан и для дворян. Каждое отделение было разделено на 4 школы, а школы — на классы.

Первая (русская) школа: грамматика, поэзия и красноречие.

Вторая школа (латиница): грамматика, синтаксис латинского языка.

Третья (научная) школа: арифметика, геометрия и география, философия. Четвертое: европейские языки и греческий (для желающих — восточный). Во главе спортзала был инспектор, один из профессоров университета. В гимназии преподавали в основном студенты вузов.

В 1758 году в Казани была основана гимназия по образцу московской гимназии, которая существует до сих пор.

Смольный институт Екатерины II

Фактически до Екатерины II учиться могла только молодежь (робкие попытки Анны Всеволодовны не в счет). В 1764 году девочкам также было предоставлено право на получение образования. Императрица открыла Смольный институт — воспитательное общество благородных девиц:

  • В 6-9 лет девочек обучали математике, иностранным языкам и творчеству.
  • В 9-12 лет в программу входило изучение истории и географии.
  • В 12 лет девочки читали информационную литературу, занимались домашним хозяйством, изучали основы физики, архитектуры и скульптуры.
  • В 15-18 лет ученики завершили учебу и повторили все предметы, досконально изучили Закон Божий.

Мужское образование в России также стало новой вехой при Екатерине II. Кадетский корпус дворянской земли, основанный в 1732 году, работал по новым правилам. Образование молодежи отличалось от образования женщин:

  • Мальчики учились с 5 до 21 года — более длительный срок обучения.
  • Акцент делался на точные науки: физика, химия, военное искусство.
  • Изучайте право и экономику государства.
  • Под влиянием французского Просвещения молодые люди обучались танцам, творчеству и фехтованию.

Реформа Екатерины II

В 1786 году императрица завершила школьную реформу, результатом которой стало утверждение устава народных школ. В каждом большом городе теперь должны были появиться основные школы с четырьмя классами обучения, а в уезде — маленькие школы с двумя классами.

Появилось преподавание предмета, установлены единые даты начала и окончания занятий, разработана система уроков. Разрабатываются первые учебные программы и методика обучения.

Важную роль в этой реформе сыграл сербский педагог Федор Иванович Янкович. В конце 18 века в 550 школах обучалось до 70 000 подростков.

Реальное училище

В отличие от классических тренажерных залов, в реальных основной упор делался на изучение прикладных дисциплин, в первую очередь математико-естественного цикла. Первоначально они были созданы для распространения технического образования в массы. С 1864 года они стали подготовительным этапом для желающих поступить в вузы. После принятия устава 1872 года их назначение резко изменилось.

С тех пор они получили образование, необходимое только для работы в промышленности и торговле. Продолжительность исследования составила шесть лет. Духовные семинарии были средними учебными заведениями для будущих священников. Средние учебные заведения для будущих военнослужащих — кадетский корпус — были созданы на базе общеобразовательного училища.

Школьная система XIX века в России

Важный шаг к совершенствованию образования был сделан в 1802 году. Александр I создал Министерство просвещения, определившее дальнейшую историю развития школы в России.

В уставе министерства предусмотрены следующие учебные заведения:

  • Приходские школы для бедных. Обучение длилось 1 год. Учащиеся с 6 лет изучали чтение, религию и письмо. Готовились к поступлению в районные школы.
  • В уездные школы принимаются дети 7-8 лет. Учеба длилась 2 года, дети изучали около 15 предметов, в том числе рисунок, геометрию, арифметику.
  • Тренажерные залы. Только сыновья знати могли там учиться, чтобы подготовиться к службе или поступить в университет. Обучение было насыщенным: философия, экономика, математика, этика и многое другое. В спортзалах были не только учителя, но и контролеры, которые следили за поведением. В стране было пять тренажерных залов.
  • Университеты считались привилегированными учебными заведениями и функционировали только в Москве и Санкт-Петербурге.

Еще одно знаменательное событие в истории системы образования — открытие в октябре 1811 года Императорского Царскосельского лицея. Здесь учились Александр Пушкин и другие выдающиеся люди того времени. Система обучения была следующей:

  • Дети старших классов были приняты в среднюю школу с 10 до 12 лет. Продолжительность исследования 6 лет.
  • Они изучали разные предметы: физику, химию, языки, дизайн, политику.
  • Был четкий распорядок дня, 7 часов отводилось на учебу, плюс время на домашние задания. Молодые люди не только учились, но и жили в средней школе.

В 1864 г были созданы земские школы, действовавшие на основании положения «О начальных народных школах»:

  • Обучение в земских школах было бесплатным и длилось три года; был доступен для мальчиков и девочек с 8 лет.
  • Уроки вели учителя и священники. Занятия проходили в одной комнате с учителем.
  • Дети изучали религию, русский язык, церковное пение.

Школа советского периода

Становление советской системы образования можно разделить на следующие этапы:

  • В 1918 г были приняты «Положение о единой школе труда» и «Декларация об единой школе труда». Введен запрет на религиозное обучение. Школа стала двухступенчатой: на первой обучались дети от 8 до 13 лет, на второй — от 14 до 17 лет. Открывались школы бесплатного труда, где изучали письмо, чтение, математику, но склонность была к работе.
  • В 1930-е годы школа стала авторитарной: ценность личности была утрачена, и основным направлением обучения стало воспитание коммунистов. В это время было введено обязательное начальное образование.
  • В годы войны образование пережило серьезный кризис: не хватало учителей, учебной литературы, студентов, работающих на заводах.
  • В 1958 году началась школьная реформа. Образование исполнилось 10 лет, и среднее образование обязательно.
  • С 1980 года дети начали обучение в 11 классах. Введена система награждения в виде медалей.

Новая школа в России

В 2012 году был принят действующий закон «Об образовании». Он считается одним из самых демократичных в мире, так как выделяет такую ​​форму образования, как семейное воспитание. Это очень важный этап в истории образования в России, определивший его дальнейшее развитие. В настоящее время абсолютно законно для ребенка не посещать обычную школу с ее системой обучения в классе, а осваивать программу самостоятельно или в онлайн-школе.

Новая школа в России
‍‍

В Foxford Online Home School учатся дети из 47 стран мира. Занятия ведут преподаватели МГУ, МФТИ, НИУ ВШЭ. Уроки можно просматривать в режиме реального времени или записывать.

Кадетский корпус

В начале 18 века в России появились первые военные учебные заведения, предназначенные для подготовки будущих офицеров сложнейшим военным профессиям. Первое из них было создано императорским указом от 29 июля 1731 года, но официально открылось в Санкт-Петербурге 17 февраля 1732 года. Это было закрытое военное учебное заведение, «воспитывающее 200 дворянских детей в возрасте от 13 до 18 лет, оба из губерний России, Эстонии и Ливонии «я действую, катаюсь на лошадях и занимаюсь другими науками, необходимыми для боевого искусства». В 1743 году корпус получил название Сухопутный дворянский кадетский корпус, а с 1800-х годов — 1-й кадетский корпус. Будущие фельдмаршалы П.А. Румянцев, А.А. Прозоровский, М.Ф. Каменский, генералы М.Н. Волконский, П.И. Репнин, И.И. Веймарн, М.В. Каховский, прокуроры А.А. Вяземский, А.А. Беклешов, генеральный инженер М.И. Мордвинов, адмирал И.Л. Первый русский театр А.П. Сумароков, русские писатели-трагики М.М. Херасков, В.А.Озеров, М.В. Крюковский и многие другие.

В 1752 г в Петербурге был создан Морской кадетский корпус на базе Школы математических и навигационных наук. Из его стен вышло несколько поколений русских моряков, прославляющих Россию своими военными подвигами и научными открытиями: адмиралы И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, Ю.Ф. Лисянский, Ф.Ф. Ушаков, Д.Н.П. Лазарев. 25 октября 1762 г по инициативе генерала Фельджейхмейстера русской армии П. И. Шувалова на базе артиллерийско-инженерного училища в Петербурге был сформирован кадетский дворянский артиллерийско-инженерный корпус.

СЕБЯ. Крузенштерн, выпускник морской пехоты

Крузенштерн, выпускник морской пехоты

Классификация учебных заведений

Говоря коротко об образовании в Российской Империи, необходимо остановиться на всевозможных учебных заведениях, существовавших в этот период. Волостные школы относились к начальным учебным заведениям. Они обучали исключительно сотрудников для сельских администраций и казенных палат.

На начальном этапе существовали духовные школы, которые составляли духовенство для Русской православной церкви, и начальные государственные школы. Срок обучения в них составлял один-два года. Они предназначались для людей с низким доходом, так как обучение в них оставалось бесплатным. В основном они открывались в сельской местности, находящейся в ведении Земского Совета.

Приходские школы, находящиеся под духовной властью, также давали начальное образование. Промежуточное положение между начальным и средним образованием занимали городские школы, которые первоначально назывались уездными школами. Они должны были дать всестороннее образование для бедных, но занятия были платными.

Средние учебные заведения

Самым популярным средним учебным заведением Российской Империи является гимназия. Обучение в нем было доступно большинству слоев населения. Кроме того, тренажерные залы были как государственными, так и частными. Женщины и мужчины учились отдельно.

Первая светская общеобразовательная гимназия в России появилась в 1726 году. Он заработал ее при Академии наук. В то время для поступления нужно было принадлежать к налогооблагаемой недвижимости. Настоящие и классические тренажерные залы создаются с 1864 года. Они учились по классике восемь лет, а после окончания школы имели право поступать в университет, так как изучали латынь.

Отдельно в спортзалах существовали дополнительные подготовительные классы, которые были предназначены только для получения начального образования. В то же время они могли подготовиться к поступлению в гимназию.

Последний российский император

Курсы для женщин

Женское образование продолжало активно развиваться при Николае II. Однако по сравнению с развитыми странами мира расходы на образование детей на душу населения все еще остаются низкими. Если в Англии в год тратили 2 рубля 84 копейки, то в России — 21 копейку.

К этому времени уровень образования в Российской империи достиг относительно высокого уровня. В 1914 г. 30% детей в возрасте от 8 до 11 лет посещали школу. В городах этот показатель был близок к 50%, а в селах — чуть более 20 %.

Создание Московского университета

Федор Алексеев. Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост с Тверской улицы в Москве. 1811. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1741 году Михаил Ломоносов вернулся в Россию после четырехлетней заграничной поездки. Там он учился в Марбургском университете, в химической лаборатории доктора Иоганна Хенкеля, изучал физику и минералогию. В России Ломоносов получил звание профессора Академии наук, вскоре он стал читать лекции в Академическом университете. В конце 1740-х годов ученый познакомился и начал переписываться с покровителем и фаворитом императрицы Елизаветы Петровны Иваном Шуваловым. Ломоносов часто говорил с ним о зарубежных университетах, а Шувалов предлагал создать в России новое учебное заведение по-европейски.

В 1754 году Ломоносов разработал проект университета. Он настоял на том, чтобы обучение велось на русском языке и среди учеников были представители всех классов. Пришлось готовиться к поступлению в гимназию: без нее, полагал ученый, «университет — бессемянная пашня». Чтобы потратить меньше денег, чем казна, Ломоносов предложил открыть университет в Москве, а не в Петербурге. Студентам из других городов России также было легче попасть туда. Доработал проект Ломоносова Иван Шувалов.

Летом 1754 года проект создания университета был одобрен Сенатом. По распоряжению Елизаветы Петровны учебному заведению передано здание бывшей главной аптеки недалеко от Куретных ворот (ныне Воскресенские) на Красной площади: «Заказать надзорную комиссию, главный комиссариат и закупочную часть дома», расположенного в вышеупомянутом здании у Куретных ворот в Москве . осмотреть ветхий аптечный дом и что, где его отремонтировать и переделать, после инвентаризации, планирования и сметы, немедленно отправить в Сенат Правительства ». Помещения для нужд учебного заведения выполнил архитектор Дмитрий Ухтомский.

25 января 1755 года, в день Святой Татианы по православному календарю, Елизавета Петровна подписала указ об учреждении Московского университета. Позже в этот день начали отмечать День российского студента. Первые занятия в учебном заведении прошли в мае того же года.

В университете созданы три факультета: философский, медицинский и юридический. Входить могли представители любого сословия и простых людей, за исключением крепостных. Ломоносов писал: «В вузе студент, который больше всех научился, — самый респектабельный; а кто ребенок, то незачем ». Все студенты были разделены на самозанятых и государственных служащих. Первые платили университетские сборы сами, вторые — студенты из малообеспеченных семей — поддерживались государством.

Через год после основания университета была открыта его типография, в которой он начал издавать первую в России негосударственную газету — «Московские ведомости». С 1760 года издается литературный журнал «Полезные развлечения». С момента открытия университета здесь действовала публичная библиотека, которая была единственной публичной библиотекой в ​​Москве. Был театр и хор, в который входили студенты. Их выступления демонстрировались на Красной площади во время Масленицы, Пасхи и ярмарок. В 1791 году при Московском университете был создан Зоологический музей, в котором содержалось более 15 тысяч предметов: старинные книги, коллекции монет, окаменелости.

Занятия в здании рядом с Куретными воротами проходили только первые два года. Вскоре места стало не хватать, поэтому в 1757 году по распоряжению Елизаветы Петровны заведение переехало в имение князя Петра Репнина на Моховой улице. Недалеко от него в 1780-х годах архитектор Матвей Казаков построил новый «университетский квартал». Его главный корпус стал первым зданием в России, спроектированным и построенным специально для университета.

Во время Отечественной войны 1812 года загорелся главный корпус университета на Моховой улице. Были уничтожены все лаборатории, библиотека, в которой насчитывалось более 20 тысяч книг, находки из музейных собраний и учебные материалы. Из архива сохранилось чуть более 50 книг и 12 старинных рукописей. Мэр Москвы Федор Ростопчин писал: «К отъезду нужно подготовить только самое дорогое и значимое, а остальное оставить на данный момент, а также учеников, которых можно отправить позже». Настоятелю Ивану Гейму удалось найти лошадей и колесницы, на которых было привезено большинство профессоров и студентов. Однако некоторые из них покинули Москву пешком.

Реставрационные работы начались в декабре — специально для этого была создана временная комиссия во главе с Геймом. «Университетский квартал» перестроил архитектор Доменико Джиларди. Работа была завершена только в 1819 году, все это время студенты занимались арендованными зданиями в Долгоруковском переулке.

Коллекциям библиотеки и музея МГУ помогли меценаты. В 1815 году учебному заведению было передано более семи тысяч книг.

 

Оцените статью
Блог о Российской Империи