- Комплекс реформ Александра II
- Что такое либерализм
- Образование для всех
- Реформирование начальной школы
- Путь к престолу
- Победы и поражения
- Результаты реформ
- Разработка проекта будущего Устава
- От отмены крепостного права до обучения крестьянских детей
- Реформирование средней школы
- Особенности университетского Устава и последствия его внедрения
- «Хотел как лучше»
- Женское среднее образование
- Причины либеральных реформ
- Волнения студенчества до реформы
- Назревшая реформа армии
- Реформа управления земствами и городами
- Реформирование высшего образования
- Демократичная судебная реформа
- Либеральные реформы 60-70 годов 19 века. Великие реформы Александра II :
- Причины, побудившие к отмене крепостного права
- Этапы освобождения крестьян
- Документ, разработанный Секретным комитетом
- Новые хозяева земли
- Реформа системы государственных финансов
- Реформа в сфере народного образования
- Земская реформа
- Судебная реформа Александра II
- Военная реформа Александра II
- Реформа образовательной сферы
Комплекс реформ Александра II
На протяжении всей истории Александр II оставался великим реформатором. Любая реформа обычно меняет или разрушает то, что ей предшествовало. Еще в начале своего правления Александр II стал отменять различные виды ограничительных мер, оставленные его предшественником Николаем I. В результате университеты стали более свободными, изменилось само преподавание, которое ранее было слишком стесненным.
Александр II понимал, что пунктуальные реформы проводить нельзя, и поэтому планировал реформировать всю систему образования Российской Империи. Этот пакет реформ включал изменения в начальном, общем и среднем образовании. Одновременно можно выделить три даты:
- принятие 18 июня 1863 г. «университетской реформы;
- принятие 14 июля 1864 года «Положения о государственной школе;
- принятие 18 ноября 1864 г. «Устава гимназий и прогимназий.
Что такое либерализм
Либерализм — это направление социально-политической и философской мысли, провозглашающее права и свободы человека высшей ценностью. Влияние государства и других структур, включая религию, на человека в либеральном обществе обычно ограничивается конституцией. В экономике либерализм выражается в неприкосновенности частной собственности, свободе торговли и предпринимательства.
Образование для всех
В начале 1861 года произошли фундаментальные для страны события, во многом определившие курс правительства нового императора: катастрофа на Безненской, новые студенческие бунты из-за гибели крестьян, провокации полиции, неоднозначность, с которой компания воспринимает даже самые незначительные аварии в стране. Инициатором большинства реформ, начавшихся в начале 1960-х годов, был сам Александр научился читать и писать. Образовательные преобразования с радостью восприняла и женская половина населения страны: стало очевидно, что скоро для них откроются и учебные заведения. До царствования Александра 2 девочки из дворянских семей получали необходимое для своего положения образование дома, в домах купцов, мещан и крестьян, лишь редких родителей волновали такие мелочи, как умение детей читать и писать.
Реформирование начальной школы
Первые серьезные изменения в системе образования произошли 18 июля 1864 года. В этот день Александр II принял «Положение о народных школах». Эта реформа включала в себя много разных пунктов, но самым важным была отмена монополии на образование со стороны государства и церкви.
Это было необходимо, потому что раньше все школы открывались исключительно государством и церковью, что сильно тормозило развитие образования в стране. После принятия «Положения о государственных школах» образовательным учреждениям было разрешено открывать государственные и даже частные организации. В результате в стране стали массово появляться начальные школы, обучение в которых длилось до 3 лет, что сильно повлияло на повышение уровня начальной грамотности населения.
После принятия этой реформы на территории Российской империи появились не только государственные и приходские школы, но и воскресные, частные, земские школы и так далее.
Путь к престолу
Будущий император Александр Николаевич родился 29 апреля 1818 года в Николаевском дворце Кремля. С 1725 года он стал единственным правителем России, родившимся в Москве.
Наследник престола получил прекрасное домашнее образование. Его преподавал русский язык поэт Василий Жуковский, справа — один из основоположников российской юридической науки Михаил Сперанский, математику — академик Эдвард Коллинз, химию — академик Герман Гесс. К тому же юный Александр свободно владел тремя иностранными языками, хорошо рисовал и добивался успехов в фехтовании.
В юном возрасте будущий император был очень романтичным и влюбчивым. Он любил подружек невесты, из-за любви к одной из них — польской дворянке Ольге Калиновской — Александр якобы тоже был готов отречься от престола. Наследник российского престола ухаживал также за молодой королевой Великобритании Викторией, хотя их отношения как политических деятелей впоследствии были очень интересными. При выборе невесты Александр остановился на принцессе Гессенской, которая, приняв православие, приняла имя Мария.
Николай I старался основательно подготовить сына к власти. Отец представил Александра в Сенате, Синоде, Государственном совете, Комитете министров и внес свой вклад в развитие его военной карьеры. Во время Крымской войны наследник лично командовал столичным гарнизоном.
- Франц Рубо «Оборона Севастополя»
В 1855 году на фоне неутешительных новостей из Крыма, где защитники Севастополя с большим трудом удерживали город, несмотря на многократное численное превосходство врага, внезапно скончался Николай I — по одной версии пневмонии, по другой. — от последствий травмы, полученной в Пензенской области. Последними словами императора, обращенными к сыну, были: «Постой…»
Победы и поражения
Однако величайшей победой царя было поражение Турции в 1877–1878 годах. Турецкая армия потерпела поражение на Балканах и в Закавказье, Константинополь не был взят только из-за вмешательства Запада.
- Николай Дмитриев-Оренбургский «Взятие Гривицкого урезанного под Плевной» (1885)
Мирный договор Санто-Стефано подтвердил независимость Сербии, Черногории и Румынии и предоставил обширную автономию Болгарии, которая включала Мезию, Фракию и Македонию. Россия через Болгарию получила прямой выход к Средиземному морю.
Однако Берлинский мирный договор, отменивший мир Святого Стефана, стал для Александра II значительным дипломатическим поражением. Вся Европа в очередной раз объединилась против России. Автономия Болгарии была ограничена, сама Болгария была разделена, Фракия и Македония, имевшие выход к Адриатическому и Эгейскому морям, были возвращены Турции. Австро-Венгрия получила право оккупировать Боснию и Герцеговину. Фактически возникла расстановка сил, которая привела к Первой мировой войне. Однако благодаря победе России над Турцией и позиции Санкт-Петербурга в международных переговорах возникла болгарская автономия, на основе которой впоследствии было создано независимое государство. За это болгарский народ благодарен Александру по сей день. В Болгарии его называют Освободителем.
Многие в окружении Александра II с восхищением и восхищением смотрели на быстро развивающиеся Соединенные Штаты Америки того времени. До определенного момента молодое государство из-за его прошлых противоречий с Лондоном считалось противовесом Великобритании. Однако Вашингтон в то время, согласно доктрине Монро, расширялся по всему Западному полушарию и давно проявлял интерес к Аляске. Поэтому, опасаясь, что те же штаты «отберут» у России его часть Америки, Александр под влиянием окружавших его советников продал более богатый северный регион за меньшую сумму, чем потраченные там американскими властями годы на строительство трехэтажного здания Окружного суда в Нью-Йорке. Но российские исследователи уже тогда открыли месторождения золота на Аляске.
Кроме того, в 1875 году Александр II передал Курильские острова Японии в обмен на отказ от претензий на Сахалин, тем самым открыв доступ к тихоокеанскому побережью России.
Результаты реформ
1. Созданы педагогические общества.
2. Есть комитеты по грамотности.
3. Проведены педагогические съезды.
4. Структура образования стала строго иерархической с упором на обучение всех слоев населения.
Разработка проекта будущего Устава
К осени 1861 года правила университета, утвержденные Александром несколькими месяцами ранее, должны были действовать. Они не имели ничего общего с будущей Хартией и были разработаны для временной реализации, пока Министерство образования работало над планами запланированных масштабных преобразований.
Реформа народного образования Александра II проводилась тщательно и внимательно. Российские профессора изучали порядок и формы обучения в лучших европейских университетах, куда были командированы специально для этих целей. Все их разработки месяцами обсуждаются официальными лицами, выдающимися учеными и видными политическими деятелями. Проект разослали в учебные заведения не только России, но и некоторых западных стран. Широкая дискуссия прошла и в прессе, которую приветствовал Александр 2. Образовательные реформы, плюсы и минусы которых вызвали бурные дискуссии, тем не менее были приняты и реализованы по всей стране. Они были подписаны 18 июня 1863 года.
От отмены крепостного права до обучения крестьянских детей
Император Александр II вошел в историю под именем «Освободитель». Отмена крепостного права, проведенная при нем, несколько омрачила остальные преобразования его правления, и их было много. Та же реформа народного образования Александра II: за что ему дали прозвище «Просветитель»?
В среде интеллигенции, помимо вопроса о женщинах, обсуждались последствия исхода крестьян из помещичьих земель и их дальнейшая судьба. Представления о необходимости организации начального образования крестьянских детей практически не вызывали споров: просвещенные умы государства безоговорочно признавали необходимость их образования. Многие приводили в пример русского ученого гения Михаила Ломоносова, судьбу
что было так удивительно и уникально. Глубоко уважал его и Александр 2. Реформа образования должна была открыть дорогу многим крестьянским детям в мир знаний. Большим сторонником просвещения в народе был И.С. Тургенев, предложивший свой проект создания комиссии по грамоте, одобренный императором.
Реформирование средней школы
Следующим этапом стала реформа средней школы, которая прошла всего через год после изменений в системе высшего образования, что довольно необычно. Летом 1864 года Александр II принял «Устав спортивных залов и залов». В то время именно спортивные залы составляли основную часть системы среднего образования, и поэтому необходимо было ее реформировать.
Прежде всего, все тренажерные залы среднего уровня разделены на 2 категории: настоящие и классические. Первые предназначались для подавляющего большинства людей, многие из которых ранее были крепостными.
В реальных спортзалах учеников готовили к их последующему поступлению в технические учебные заведения. При этом классические тренажерные залы предназначались для тех, кто и дальше будет поступать в вузы.
Основные различия между этими учреждениями заключались в предметах, изучаемых студентами, потому что естественные науки преподавались в настоящих спортзалах, которые теперь считаются техническими. Для классических тренажерных залов были выбраны гуманитарные дисциплины, и поэтому они сформировали в основном важные для страны личности в будущем, которые будут занимать лидирующие позиции.
Срок обучения во всех спортзалах остался неизменным — 7 лет вне зависимости от типа учебного заведения. Вскоре после этого, в 1871 году, к этому периоду был добавлен еще один год. Считалось, что учеба в течение 8 лет положительно скажется на общем уровне подготовки студентов к будущим учебным заведениям.
Фактически, реформа 1864 года четко разделила людей по типу полученного образования:
- выпускники классических гимназий в будущем имели право на настоящее высшее образование;
- учащиеся средних школ стали торговцами, работниками среднего и высшего звена в различных отраслях промышленности.
Самым важным моментом, произошедшим в ходе этой реформы, стало то, что абсолютно каждому человеку в Российской Империи была предоставлена возможность беспрепятственно посещать спортзал. Разделение тренажерных залов на два типа не создавало рядовых менеджеров и рабочих, потому что нестандартных рабочих отпускали в настоящих спортзалах. Это потому, что образование было исключительно платным, и поэтому большинство жителей страны не могли себе этого позволить. Поэтому образование получали только члены дворянских семей.
Также стоит отметить, что в 62-м году того же века на территории России появился первый женский тренажерный зал. Создание таких учебных заведений позволило женщинам получить среднее образование, которое ранее было недоступно. Даже с учетом того, что учебная программа в таких спортзалах была значительно слабее, чем в учебных заведениях для мужчин, сам факт их создания сыграл чрезвычайно важную роль в будущем системы образования страны.
Особенности университетского Устава и последствия его внедрения
За стремлением приблизить такие радикальные преобразования к потребностям как императора, так и подчиненных одновременно, некоторые положения Хартии означали лишь демократизацию студенческого общества. Новая корпорация профессоров наделила их автономными самоуправляющимися советами и факультетами, тем самым лишив студентов возможности на законных основаниях создавать собственные партнерства, отличавшие западные университеты. Образовательная реформа Александра II, видимо, развивалась по образу и подобию Европы, но практически никак на нее не походила.
Несомненно, преимуществами были более свободное участие в лекциях, доступ к свободным слушателям и общественный контроль над университетским управлением. Широко продвигалась не только образовательная, но и образовательная составляющая обучения. Но отсутствие студенческого самоуправления, приток добровольцев, которые могли свободно укоренять в массах принципы свободы мысли, которые не всегда были полезны, часто становились причинами новых волнений. Причины реформ Александра II, основанные на неэффективности правительства, на самом деле не были правильными, и дело было не только в Уставе университета.
«Хотел как лучше»
Несмотря на ряд успешных реформ и военно-политических достижений на международной арене, внутриполитическая и экономическая ситуация в России при Александре II постепенно усложнялась.
Из-за либеральной торговой политики и отказа от протекционизма пострадала отрасль, страна погрузилась в затяжной экономический кризис. Сельское хозяйство оставалось неэффективным из-за робкой крестьянской реформы.
Используя народное недовольство, активизировались радикальные левые и либеральные организации, а также сепаратисты с периферии империи. А когда власти стали прибегать к репрессивным мерам, революционеры развернули террор.
«Реформы Александра II исходили сверху, общество было исключено из процесса их реализации. Поэтому в середине 1860-х годов все эти преобразования стали считаться «игрушкой» власти. Если говорить о радикалах, реформы были для них опасны, потому что разрушали общину, традиционную деревню. По этой причине революционное движение усилилось », — сказал Ляшенко в беседе с RT.
Эксперт напоминает, что когда в 1874 году народническая молодежь пошла «в деревню», многие участники «прогулки в народ» очень скоро были арестованы, устроив масштабный «процесс над ста девяносто тремя».
«Однако не было ни организации, ни программы, ни единого центра действий. И когда правительство инициировало этот процесс, это показало, что оно рассматривает молодых романтиков как серьезных политических врагов. Симпатии общества перешли на сторону радикалов », — добавил историк.
Дошло до того, что, по некоторым свидетельствам, даже один из его соратников, Михаил Скобелев, знаменитый белый генерал, участвовавший в аннексии Средней Азии и поражении Турции, говорил о свержении Александра II или о его принуждении изменить свой политический курс.
«Национальная политика Александра II часто зависела от места и ситуации. Например, в Финляндии они защищали финский язык над шведским, а на Украине, опасаясь западного вдохновения для националистических демонстраций, они поступали наоборот. Многие внутренние решения были продиктованы царю внешнеполитическими факторами », — заявила в беседе с RT доктор исторических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета Александра Бахтурина.
После того, как император узнал из перехваченных документов, что польские радикалы пропагандируют среди жителей Малороссии идеи национальной инаковости (идентичности), чтобы спровоцировать масштабный внутренний кризис в России, Александр II подписал Валуевский циркуляр и указ Эмского о запрете использования малый русский диалект в образовании. Но ситуацию это не спасло: власти Австрии сразу приняли украинскую идею по ослаблению России.
«Александр II хотел лучшего, только это было« лучшее », по-своему понимаемое разными слоями населения», — пояснил Ляшенко.
Как отмечают очевидцы, на фоне нарастающих внутриполитических проблем император стал нервным и раздражительным. Его близкий соратник, бывший министр внутренних дел и председатель Комитета министров Петр Валуев, в своем дневнике назвал Александра «полукороной развалиной».
По мнению историков, если фатальная попытка покушения не удастся, Россия в кратчайшие сроки может стать высокоразвитой державой. Однако есть и другая точка зрения: некоторые эксперты считают, что если бы Александр II выжил, революция произошла бы намного раньше, и империя пала бы в течение нескольких лет.
Женское среднее образование
Н. Ярошенко «Курсистка»
До восшествия на престол Александра II в России не было государственных средних школ для женщин. Девочек из зажиточных семей воспитывали дома или в закрытых учебных заведениях — заведениях благородных девиц, которых было мало. Более того, эти учебные заведения были организованы при Екатерине, когда еще не поднимался вопрос об эмансипации женщин.
В конце 1950-х годов началась общественная волна, и на ее волне в столицах и крупных университетских центрах, а также во всех провинциальных провинциальных городах начался сбор пожертвований на открытие школ для девочек. В 1859 году началось открытие женских школ и гимназий. Сначала это были женские средние учебные заведения четвертого класса, затем шестого класса. Императрица Мария Александровна взяла под свой патронат эти учреждения, а управление ими было сосредоточено не в Министерстве просвещения, а в отделе учреждений императрицы.
Ф. Винтерхальтер «Портрет императрицы Марии Александровны» (1857 г)
Руководство женскими учебными заведениями осуществлял известный педагог того времени Н.А. Вышнеградский. Программа женских тренажерных залов соответствовала несколько укороченному курсу королевских школ.
НА. Вышнеградский
В 1863 г. Вышнеградский учредил «женские педагогические курсы».
Э. Зарудная «Портрет К. Н. Бестужева-Рюмина» (1889 г)
При содействии профессора К. Н. Бестужева-Рюмина в 1878 г в Петербурге были открыты «Высшие женские курсы», получившие название «Бестужевские». Затем, по примеру Санкт-Петербурга, они стали появляться и в других университетских городах.
Причины либеральных реформ
Основная причина либеральных реформ — отставание России от передовых европейских стран, которое к середине XIX века стало особенно очевидным. Другая причина — крестьянские восстания, число которых резко возросло в середине 1850-х годов; народные демонстрации угрожали существующей государственной системе и автократической власти, поэтому ситуацию нужно было спасать.
Волнения студенчества до реформы
В последние годы правления Николая II студенческая община, уставшая от сурового режима образования и жизни, уже проявляла первые признаки грядущего массового восстания. Но смена правителя, последующее расслабление в студенческой жизни, новое руководство в университетах обеих столиц частично заглушили ропот недовольных. Причины реформ Александра II, в том числе и образовательной, заключались не только в том или ином событии, возникшем стихийно: был ряд обстоятельств.
Небольшие студенческие бунты, которые характеризовали Москву в 1858 году, были вызваны бестактностью и невежеством полиции, которая была твердо зациклена на стабильном и ленивом настоящем, поскольку молодые прогрессисты быстро устремились в динамичное будущее. Столкновения с полицией в те годы не имели ничего общего с политикой, и император был оправдан: Александр возложил всю вину за них на охрану, но в начале 1960-х оппозиционные настроения общества в России захватили и университеты. Реформа образования Александра 2 явилась ответом на упорство студенческой среды и вкратце может быть описана следующим образом: старый статут, действовавший с 1835 года, был заменен новым, николаевские приспешники были убраны, ставленники Александра сидели в ректорские кафедры вузов.
Назревшая реформа армии
Опыт Крымской войны показал, что России нужна огромная армия с необходимыми резервами и корпусом обученных офицеров. Срочно необходимо переоснащение армии и реорганизация системы военного управления. Реформа начала готовиться еще в 1861 году и проводилась в 1874 году в следующие этапы:
- Создано 15 военных округов.
- Создание сети военных учебных заведений.
- Введены новые военные правила.
- Оснащение армии новыми видами оружия.
- Отмена системы набора.
- Введение всеобщей воинской повинности для армейского экипажа.
В результате боеспособность российской армии значительно выросла.
Реформа управления земствами и городами
После отмены крепостного права дворянство было озабочено усилением своей роли в политической жизни страны. Правительство реформаторов в полной мере воспользовалось настроениями правящего класса и развило земские, а вскоре и городские реформы.
Реформы проводились в соответствии с «Положением о провинциальных и уездных местных властях» от 1 января 1864 года в 34 провинциях европейской части империи и «Город-государство» от 16 июня 1870 года.
Земская реформаГородская реформа
Органы управления |
|
|
Функции |
|
|
Выборы | Члены земского (голосового) собрания избирались каждые три года группами избирателей (куриями):
|
Гласные избирались каждые четыре года. Трехзначная избирательная система (мелкие, средние и крупные налогоплательщики). Избирательные права имели учреждения и ведомства, светские и религиозные учреждения, отчислявшие налоги в городской бюджет. |
Основными принципами земских и городских реформ были:
- Отделение местного самоуправления от административной власти.
- Выборы руководящих органов и всеобщее представительство.
- Независимость в финансово-экономических вопросах.
Реформирование высшего образования
Последним этапом реформы системы образования стали изменения в высших учебных заведениях. Реформа образования в Империи произошла довольно необычно, потому что в логической цепочке высшее образование идет последним, а изменения в нем произошли чуть ли не первым.
Александр II принял 18 июня 1863 года «Университетский устав» — с подписания этого документа начались настоящие изменения в системе образования страны.
Важнейшим пунктом этой реформы было возвращение автономии всем университетам Империи. Следовательно, каждый университет создал свой «профессорский совет», который избирал деканов и ректоров голосованием.
Образование в каком-либо одном университете зависело только от высшего руководства этого же университета, самых важных и доверенных людей, которые:
- решение, каких учителей нанять, а каких уволить;
- были заняты утверждением программы университетского образования;
- внесены изменения в дисциплины и учебные планы.
На их плечи также легли финансовые проблемы.
В этот же период в Российской империи женщинам была предоставлена возможность получить высшее образование, чего раньше на территории страны не было. Поскольку, даже обучаясь в женском спортзале, девушки не имели возможности учиться в будущем в обычном вузе, для решения этой проблемы были созданы специальные курсы, которые должны были решить проблему женщин с высшим образованием.
Как и в случае с гимназиями, высшее образование у женщин было заметно хуже, чем у мужчин. В то время было всего 4 города, где женщины могли получить высшее образование: Москва, Киев, Петербург и Казань. Позже, наряду с дальнейшими реформами, женщинам была предоставлена возможность учиться в обычных университетах, где раньше учились только мужчины, но только в роли свободных слушателей.
Демократичная судебная реформа
Судебная из всех либеральных реформ считается самой последовательной. В 1861 году началась работа над «Основами преобразования судебной части России». В 1864 году государь утвердил современные судебные статуты, которые определили новые принципы судопроизводства:
Организационные принципы суда | Абсолютность суда. |
Неподвижность и независимость судей. | |
Рекламная пауза. | |
Разграничение полномочий судов. | |
Введение института присяжных заседателей. | |
Создание института судебных следователей. | |
Введение института нотариусов. | |
Избирательность отдельных судебных органов. | |
Политическое расследование — прерогатива жандармерии. | |
Смертные приговоры могут выноситься Сенатом и военным судом. | |
Модификация системы наказаний (отмена товарного знака и телесные наказания для женщин). | |
Судебная система | По всему миру. |
Общий. | |
Особый. |
Император имел право корректировать решения всех судов административными мерами.
Либеральные реформы 60-70 годов 19 века. Великие реформы Александра II :
Важное место в истории России занимают реформы, осуществленные в период правления Александра II.
Взойдя на престол в 1855 году, он унаследовал от предыдущего правления страну, погрязшую в Крымской войне, развалившейся экономике и коррупции, подорвавшей все ветви власти.
Чтобы выйти из такой сложной ситуации, потребовались самые решительные меры — проводимые им реформы.
Причины, побудившие к отмене крепостного права
Основной причиной крестьянской реформы Александра II была необходимость принятия срочных мер, вызванная кризисом назревшей к тому времени кабальной системой и участившимися крестьянскими волнениями.
Массовые демонстрации стали особенно острыми после окончания Крымской войны (1853–1856 гг.), Поскольку крестьяне, откликнувшиеся на призыв правительства создать ополчения, надеялись получить для этого свободу и были обмануты в своих ожиданиях.
Весьма показательны следующие данные: если в 1856 г в стране было 66 крестьянских восстаний, то через 3 года их количество выросло до 797.
Более того, два других аспекта, которыми российский император не мог не интересоваться, сыграли значительную роль в осознании необходимости такой реформы: престиж государства, а также моральная сторона проблемы.
Этапы освобождения крестьян
Датой отмены крепостного права считается 19 февраля 1861 года, то есть день подписания царем своего знаменитого Манифеста. Его факсимиле воспроизводится ниже. Однако эта великая реформа Александра II была осуществлена в 3 этапа.
В год публикации Манифеста свободу получили только так называемые частные крестьяне, то есть принадлежащие к дворянству. Они составляли около 55% всех слуг. Остальные 45% насильственных людей принадлежали королю (конкретным крестьянам) и государству.
Они были освобождены от крепостного права в 1863 и 1866 годах.
Документ, разработанный Секретным комитетом
Освобождение крестьянства, как и все либеральные реформы 60-70-х годов XIX века, было поводом для бурных дискуссий среди представителей широких слоев российского общества.
Они проявили особую проницательность среди членов Секретного комитета, созданного в 1857 году, в обязанности которого входила проработка всех деталей будущего документа.
Его встречи стали ареной споров, в которых столкнулись мнения сторонников прогресса и закоренелых консервативных феодалов.
Результатом работы этого комитета, а также ряда организационных мероприятий стал документ, согласно которому крепостное право в России отменялось навсегда, а крестьяне не только освобождались от правовой зависимости от своих бывших хозяев, но и получали от им землю, которую они должны были выкупить.
Новые хозяева земли
Согласно принятым тогда законодательным актам, между крестьянами и помещиками должны были быть заключены соответствующие соглашения о покупке земли, на которую они имели право бывшими крепостными.
До подписания этого документа крестьяне считались «временно ответственными», то есть продолжали платить часть предыдущего оброка, поскольку, выйдя из личной зависимости, они не прекращали пользоваться землей собственника.
Важный
Для выплаты земельного долга помещикам крестьяне получили ссуду из казны с рассрочкой платежа на 49 лет.
Следует отметить, что в результате этой важнейшей из всех либеральных реформ 60-70-х годов XIX века крестьяне не только освободились от крепостного права, но и стали собственниками почти 50% всей пашни, которая находилась в собственности затем основной производственный капитал в России. Все это дало быстрый толчок к подъему уровня народного хозяйства.
Реформа системы государственных финансов
Либеральные реформы Александра II затронули и финансовую систему государства. Необходимость внесения в него ряда изменений была продиктована переходом государственного хозяйства на капиталистический уклад. Финансовая реформа проводилась при непосредственном участии министра финансов графа М.Х. Рейтер.
В рамках борьбы с коррупцией во всех ведомствах установлен строгий порядок учета поступления и использования средств, данные которого опубликованы и доведены до сведения общественности.
Контроль за всеми государственными расходами был возложен на Министерство финансов, глава которого тогда подчинялся государю.
Важным аспектом реформы были также нововведения в системе налогообложения и отмена «винного проката», что давало право продавать алкогольные напитки только ограниченному кругу лиц и, следовательно, сокращало налоговые поступления в казну.
Реформа в сфере народного образования
Важным аспектом либеральных реформ 1960-1970-х годов были нововведения, внесенные в систему высшего и среднего образования. Так, в 1863 году был утвержден устав университета, который давал профессорской корпорации широчайшие права и защищал ее от произвола чиновников.
Четыре года спустя в гуманитарных залах страны была введена классическая система образования, а технические залы были преобразованы в настоящие школы. Кроме того, сделан значительный шаг в развитии женского образования. Не были забыты и низшие слои населения. В дополнение к ранее существовавшим приходским школам во время правления Александра II возникли тысячи светских начальных школ.
Земская реформа
Пристальное внимание российский император уделял и вопросам местного самоуправления. Согласно принятому им закону, все помещики и частные предприниматели, форма собственности которых соответствовала установленной переписи, а также крестьянские общины имели право избирать своих представителей в земские окружные собрания сроком на 3 года.
Поскольку депутаты, или, как их называли ─ «вокалисты», собирались лишь периодически, для постоянной работы было создано земское уездное управление, члены которого пользовались особенным доверием среди депутатов. Земства, созданные не только внутри уездов, но и целых губерний, занимались просвещением, питанием, здравоохранением, ветеринарной медициной и содержанием дорог.
Судебная реформа Александра II
В ноябре 1864 г был опубликован новый Судебный устав, в корне изменивший порядок всех судебных разбирательств. Вопреки правилам, установленным при Екатерине II, когда заседания проходили за закрытыми дверями в отсутствие не только зрителей, но также истцов и ответчиков, при Александре II суд стал публичным.
Решающее значение при установлении вины обвиняемых имел приговор, вынесенный присяжными из числа простых граждан. Кроме того, перекрестный допрос между адвокатом и прокурором стал важным элементом судебного разбирательства. Защита судей от любого давления обеспечивается их административной независимостью и неподвижностью.
Военная реформа Александра II
Он начался в 1857 году с упразднения военных поселений, основанных Александром I в 1810 году. Система, в которой военная служба сочеталась с производительным трудом, главным образом в сельском хозяйстве, в какой-то момент сыграла положительную роль, но полвека полностью оправдала себя исчерпал свою полезность.
Кроме того, в 1874 году был принят закон, составленный комиссией под руководством военного министра Д.
Милютина, который отменил предыдущие призывные комплекты и заменил их ежегодным набором молодых людей, достигших 21 года.
Совет
Однако даже из их числа в армию попали не все, а только то количество, которое было необходимо государству в это время. Принятые на вооружение прослужили в армии 6 лет, еще 9 — в запасе.
Военная реформа также включала обширный перечень льгот призывников, которые распространялись на людей различных категорий.
Среди них, в частности, единственные дети родителей или единственные внуки бабушек и дедушек, главы семей, а также те, у кого в отсутствие родителей были братья и сестры, о которых нужно было заботиться, и многие другие молодые люди.
Реформа образовательной сферы
Принятие «Положения о начальных государственных школах» 1864 года и Положения о средней школе решило следующие проблемы:
- доступность образования для всех классов;
- государственные и церковные монополии в области образования, разрешили земствам, общественным объединениям и частным лицам открывать учебные заведения;
- гендерное равенство за счет открытия высших учебных заведений для женщин;
- расширить автономию университетов.
Реформа охватила все три образовательных этапа и имела большое значение для развития страны.
В рамках реформы подписаны три основных положения:
- «О начальных государственных школах» для среднего и начального уровня образования для низших слоев общества.
- «О спортзалах и прогимназии». Для классической тренировки.
- «Университетский устав».
Следовательно, ему следовало реформировать все три уровня: начальную, среднюю и высшую. Основные изменения на этих уровнях коснулись следующих моментов:
- В высшем образовании. Университеты получили право на широкую автономию и новый устав. Они для себя определились с кадрами, финансами и программой. В каждом вузе был свой «профессорский совет», функция которого заключалась в выборе руководящего состава.
- Реформы среднего образования. Учреждения среднего образования разделены на две группы: королевские школы (изучающие естественные науки) и классические гимназии (изучающие гуманитарные науки). Выпускники последних могли поступать в вузы без сдачи экзаменов. В спортзалах они учились 7-8 лет.
- Реформа начальной школы: она проучилась в таких школах более трех лет. Школы могли быть разных типов и типов: от частных и государственных до земских и воскресных.
- В образовании для женщин. Впервые женские спортивные залы были открыты в 1862 году. Но после окончания спортзала женщины по-прежнему не имели права поступать в высшее учебное заведение (университет). Для женщин созданы высшие курсы (вместо университетов).