- Предпосылки реформы
- Суть реформы
- Земское самоуправление
- Волостное (местное) самоуправление
- 4. С какой целью Земская и городская реформы предусматривали имущественный ценз при выборах в органы управления на местах?
- 3. Подумайте, почему Земская реформа не затронула многие национальные окраины страны.
- 7. Как связаны Крымская война и проведение Военных реформ в 1860-1870-е гг.?
- 4. Какие принципы были положены в основу Судебной реформы? Как вы думаете, почему именно Судебная реформа стала наиболее последовательным преобразованием эпохи Александра II?
- Функции земств
- 6. Перечислите, какие новшества появились в военной сфере в 1860-1870-е гг.
- 1. Объясните, почему после отмены крепостного права возникла необходимость проведения других реформ.
- 2. Систематизируйте материал о реформах, создав в тетради таблицу «Либеральные реформы 1860-1870-х гг.» (необходимо указать название реформы, её основное содержание, значение).
- Думаем, сравниваем, размышляем:
- 2. Охарактеризуйте систему выборов, установленную реформой 1864 г.
- 5. Какие достоинства и недостатки, на ваш взгляд, имела реформа в области просвещения?
- 5. Какие ограничения в доступе к образованию устраняла реформа системы просвещения?
- 3. Расскажите о том, как проходило формирование органов управления в городах.
- 8. Поразмышляйте, к каким последствиям привело введение всеобщей воинской повинности в Российской империи (рассмотрите как систему обороны страны так и социальную сферу).
Предпосылки реформы
В начале 1960-х годов в российских регионах сложилась очень плачевная ситуация, во многом из-за неудовлетворительной местной автономии. До этого времени все чиновники были назначены в Санкт-Петербурге, и на местах они абсолютно не знали нужды и потребности региона и людей, которые там живут. В результате практически все сферы жизни в регионах пришли в плачевное состояние. Здравоохранение, образование, улицы, рынки, семьи — проблемы были буквально во всем.
Обратной стороной является позиция дворянства, крайне недовольного отменой крепостного права. Освобождение крестьян заставило многих дворян не доверять нынешней власти. Поэтому земская реформа 1864 г была воспринята Александром II как попытка частично компенсировать потери дворянства, отдав им долю власти в регионах.
В целом можно выделить следующие причины реформы 1 января 1864 года:
- Вовлечение широких слоев населения в местное самоуправление.
- Обеспечить населению самостоятельность в решении местных вопросов.
- Частичная компенсация дворянству утраченных привилегий.
Особое внимание уделяю пункту 2. Этим Александр II хотел отвлечь население от идей революции, направив их энергию в конструктивное русло для решения местных проблем.
Суть реформы
1 января 1864 г император подписал «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Этот документ дал старт земской реформе, создав органы местного самоуправления в уездах и губерниях. Эти тела назывались земствами.
Земства избирались руководящими органами. Право голоса имели только мужчины в возрасте 21 года и старше, и все избиратели были разделены на 3 курии (категории): сельскохозяйственные, городские и крестьянские.
Кто получил право голоса в 1864 годуКурии было предоставлено избирательное право
Сельскохозяйственная | В наличии 200 соток земли и имущество на сумму не менее 15 тыс. Руб. Также были признаны владельцы бизнеса с доходом более 6 тысяч рублей. |
Фермер | На первом этапе отбирались представители для волостных собраний. На втором этапе избирались представители уездных земств. На третьем этапе избирались представители губернского земства. Все прошло постепенно. |
Городской | Купцы, предприниматели с доходом более 6 тысяч рублей. Также были признаны собственники недвижимости стоимостью 3600 рублей (в крупных городах) и 600 рублей (в других городах). |
Выборы по всем куриям проводились один раз в 3 года.
Земское самоуправление
Губернский съезд, как и уездный, проводился 1 раз в 3 года, то есть депутаты, избранные на 1 срок, могли участвовать только в одном из этих съездов. В целом уездная и губернская земские системы были похожи друг на друга. Каждый год они проводили заседания и избирали руководство. Правительство округа было одобрено губернатором, а провинциальное правительство — министром внутренних дел.
Волостное (местное) самоуправление
Земская реформа 1864 г создала для крестьян особую систему самоуправления: сельский сход и волостной сход. Сельский сход также был выборным, и его представители также избирались сроком на 3 года. Они несли ответственность за распределение земли, задачи, набор, выбор руководства собрания и лидера. Аналогичные вопросы, но на несколько более высоком уровне, решила волостная акция.
4. С какой целью Земская и городская реформы предусматривали имущественный ценз при выборах в органы управления на местах?
Квалификация собственности и деление на кури были введены специально, чтобы дать преимущество дворянам и крупным владельцам. Считалось, что они более лояльны, а бедняки более восприимчивы к революционным идеям, обещавшим раздел собственности. Причем этому верили и официальные власти, и сами революционеры: знаменитая фраза «пролетариям нечего терять . кроме своих цепей» содержалась в «Манифесте Коммунистической партии».
3. Подумайте, почему Земская реформа не затронула многие национальные окраины страны.
Земская реформа дала дворянам явное преимущество в местном самоуправлении. Поэтому его не стали вводить в Подмосковье, где дворянство считалось неверным (во-первых, на землях бывшего Речи Посполитой, где восстание вспыхнуло только в 1863 г., а в 1864 г введение земств) войска подавили последние очаги сопротивления).
7. Как связаны Крымская война и проведение Военных реформ в 1860-1870-е гг.?
Они напрямую связаны. Именно Крымская война показала неэффективность вооруженных сил времен Николая I, и именно она указала на их специфические слабости.
4. Какие принципы были положены в основу Судебной реформы? Как вы думаете, почему именно Судебная реформа стала наиболее последовательным преобразованием эпохи Александра II?
Эта реформа стала наиболее последовательной, потому что в данном случае российские власти наиболее точно повторили модель — английскую систему, а в случае других реформ они попытались учесть российские особенности и, как следствие, реформы имели ряд негативные последствия.
Судебная реформа основывалась на следующих принципах:
- равенство всех граждан перед законом;
- независимость и неприкосновенность судей и следователей;
- противоречивый характер сторон;
- судебная реклама;
- коллегиальное решение неназванного жюри.
Функции земств
Земская реформа 1864 г уполномочила органы местного самоуправления решать местные проблемы:
- Строительство местных дорог. Например, строительство дороги между деревнями или между городом и деревней.
- Открытие и ремонт школ, больниц и приютов.
- Сбор статистических данных и организация переписи населения.
- Помощь крестьянским и некрестьянским хозяйствам, особенно в неурожайные годы.
Земство действовало только внешне как самостоятельные и самостоятельные организмы. На самом деле их роль была незначительной и тщательно контролировалась. Главный контроль заключался в том, что все земства подчинялись губернатору. Губернатор утверждал все решения земства, а также имел право отменять любое решение местных властей. Второе ограничение: земствам запрещалось решать политические вопросы и объединяться друг с другом (например, нельзя было создать общероссийское земство). Это были собрания, на которых решались конкретные местные вопросы местного значения, и не более того.
Органы земства подразделялись на исполнительные (распорядительные) и распорядительные (собрания).
6. Перечислите, какие новшества появились в военной сфере в 1860-1870-е гг.
Инновации:
- всеобщая воинская повинность;
- перевооружение армии, включая разработку новых образцов вооружения;
- специальные военно-учебные заведения, обеспечивающие разный уровень подготовки будущих офицеров разного звания;
- прием представителей всех классов в специальные военно-учебные заведения, составляющие офицерский корпус всех классов;
- модифицирована система базовой подготовки кадров;
- изменена организация армии: страна разделена на военные округа;
- улучшение многих вещей в материальном обеспечении солдат.
1. Объясните, почему после отмены крепостного права возникла необходимость проведения других реформ.
Сама отмена крепостного права не потребовала дальнейших реформ. Например, если бы во время правления Александра I большинство из них перешло в разряд свободных земледельцев, система империи в целом осталась бы прежней. Но в середине 19 века крестьянская реформа была нужна не одна, а как основа модернизации. Модернизация также потребовала других реформ, которые должны были радикально преобразовать общество, и особенно армию, чтобы избежать поражения в последующих войнах.
2. Систематизируйте материал о реформах, создав в тетради таблицу «Либеральные реформы 1860-1870-х гг.» (необходимо указать название реформы, её основное содержание, значение).
Реформа | Содержание реформы | Ценность реформы |
Земская реформа | введение выборных органов местных автономий | Появление выборных органов власти — важный шаг в политической модернизации, многие считали это основанием для введения парламента, состоящего из представителей всех земств |
Городская реформа | Изменения в порядке выборов в органы самоуправления города | Органы управления в городах, избираемые большинством мужского населения, — важный шаг в поэтической модернизации |
Судебная реформа | Вступление современный судебные процессы, которые во многом были похожи на английские |
Исчезновение судебной бюрократии прошлых царств (когда дело могло затянуться на многие годы), большая справедливость в принятии судебных решений, появление нового слоя юристов и других судебных профессионалов |
Военная реформа | Создание армии, построенной и вооруженной по-новому модернизированная европейская модель |
Создание современной российской армии, показавшей свою эффективность во время русских турецкие воины 1877-1878 гг |
Реформа системы образования | Были введены различные типы учебных заведений, некоторые поддерживались земствами. Больше свободы получили тренажерные залы и университеты | Доступ к образованию получили более широкие слои населения, включая женщин (но в основном из привилегированных слоев). Университеты и отчасти спортивные залы стали рассадником свободного мышления |
Думаем, сравниваем, размышляем:
2. Охарактеризуйте систему выборов, установленную реформой 1864 г.
Выборы проводились по квалификации собственности, для крестьян они проходили в несколько этапов. Избиратели были разделены на курии, в которых не было одинакового количества избирателей, но было равное представительство. Таким образом, преимущество имели богатые (часто знатные) помещики и крупные промышленники.
5. Какие достоинства и недостатки, на ваш взгляд, имела реформа в области просвещения?
Преимущества:
- все большее число детей, в том числе девочек, имеют доступ к образованию;
- разделение на настоящие и классические тренажерные залы ввело элементы специализации также на уровне среднего образования, что снизило общую нагрузку;
- из-за того, что более высокие уровни были платными, образование считалось привилегией, а не обязанностью, поэтому студенты ценили свое положение;
- университеты пользовались значительной внутренней автономией, что благотворно сказывалось на учебном процессе.
Недостатки:
- начальные учебные заведения финансировались различными организациями, часто земствами, поэтому средств часто не хватало;
- реформа не смогла повысить престиж профессии учителя в младших классах средней школы, во многом из-за низкой заработной платы таких учителей;
- образование не стало универсальным, что замедлило как модернизацию в целом, так и индустриализацию в частности;
- из-за платного обучения в спортзалах и вузах оно было доступно не всем.
5. Какие ограничения в доступе к образованию устраняла реформа системы просвещения?
Реформа устранила классовые ограничения. То есть теоретически даже сыновья слуг (по крестьянской реформе первого) могли поступать в университеты. Но на самом деле ограничения остались, потому что образование по-прежнему было платным, то есть недоступным для бедных слоев общества.
3. Расскажите о том, как проходило формирование органов управления в городах.
Избиратели в городах также были разделены на курии: ровно 3. Каждая из курий избирала одинаковое количество гласных, и вместе они обеспечивали треть доходов городской казны. Но поскольку эти курии были крупными, средними и мелкими собственниками, курии составлялись из разного числа избирателей, и более крупные владельцы имели наибольшее представительство на выборщика.
8. Поразмышляйте, к каким последствиям привело введение всеобщей воинской повинности в Российской империи (рассмотрите как систему обороны страны так и социальную сферу).
Эффекты:
— армия стала более многочисленной;
- большая численность армии и особенно резерва (в котором были потенциально почти все мужчины дееспособного возраста) позволяла командирам в полной мере воспринимать систему Карла фон Клаузевица, согласно которой, в частности, величина победы была определяется масштабами потерь, понесенных обеими сторонами: его энтузиазм по поводу своих идей по всей Европе во многих отношениях привел к появлению мясорубки времен Первой мировой войны;
- армия стала всесезонной (как в звании, так и в звании в результате реформы военно-учебных заведений и офицерского корпуса);
- сокращение срока службы в зависимости от уровня образования было дополнительным стимулом для получения образования;
- войны получили больший общественный резонанс, потому что это была не профессиональная армия, которая имела мало связей с обществом, с которым она сражалась, а призывники.