Земская ерформа 1864 года — создание местного самоуправления

Содержание
  1. Предпосылки реформы
  2. Суть реформы
  3. Земское самоуправление
  4. Волостное (местное) самоуправление
  5. 4. С какой целью Земская и городская реформы предусматривали имущественный ценз при выборах в органы управления на местах?
  6. 3. Подумайте, почему Земская реформа не затронула многие национальные окраины страны.
  7. 7. Как связаны Крымская война и проведение Военных реформ в 1860-1870-е гг.?
  8. 4. Какие принципы были положены в основу Судебной реформы? Как вы думаете, почему именно Судебная реформа стала наиболее последовательным преобразованием эпохи Александра II?
  9. Функции земств
  10. 6. Перечислите, какие новшества появились в военной сфере в 1860-1870-е гг.
  11. 1. Объясните, почему после отмены крепостного права возникла необходимость проведения других реформ.
  12. 2. Систематизируйте материал о реформах, создав в тетради таблицу «Либеральные реформы 1860-1870-х гг.» (необходимо указать название реформы, её основное содержание, значение).
  13. Думаем, сравниваем, размышляем:
  14. 2. Охарактеризуйте систему выборов, установленную реформой 1864 г.
  15. 5. Какие достоинства и недостатки, на ваш взгляд, имела реформа в области просвещения?
  16. 5. Какие ограничения в доступе к образованию устраняла реформа системы просвещения?
  17. 3. Расскажите о том, как проходило формирование органов управления в городах.
  18. 8. Поразмышляйте, к каким последствиям привело введение всеобщей воинской повинности в Российской империи (рассмотрите как систему обороны страны так и социальную сферу).

Предпосылки реформы

В начале 1960-х годов в российских регионах сложилась очень плачевная ситуация, во многом из-за неудовлетворительной местной автономии. До этого времени все чиновники были назначены в Санкт-Петербурге, и на местах они абсолютно не знали нужды и потребности региона и людей, которые там живут. В результате практически все сферы жизни в регионах пришли в плачевное состояние. Здравоохранение, образование, улицы, рынки, семьи — проблемы были буквально во всем.

Обратной стороной является позиция дворянства, крайне недовольного отменой крепостного права. Освобождение крестьян заставило многих дворян не доверять нынешней власти. Поэтому земская реформа 1864 г была воспринята Александром II как попытка частично компенсировать потери дворянства, отдав им долю власти в регионах.

В целом можно выделить следующие причины реформы 1 января 1864 года:

  • Вовлечение широких слоев населения в местное самоуправление.
  • Обеспечить населению самостоятельность в решении местных вопросов.
  • Частичная компенсация дворянству утраченных привилегий.

Особое внимание уделяю пункту 2. Этим Александр II хотел отвлечь население от идей революции, направив их энергию в конструктивное русло для решения местных проблем.

Трутовский - земское собрание

Суть реформы

1 января 1864 г император подписал «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Этот документ дал старт земской реформе, создав органы местного самоуправления в уездах и губерниях. Эти тела назывались земствами.

Земства избирались руководящими органами. Право голоса имели только мужчины в возрасте 21 года и старше, и все избиратели были разделены на 3 курии (категории): сельскохозяйственные, городские и крестьянские.

Кто получил право голоса в 1864 годуКурии было предоставлено избирательное право

Сельскохозяйственная В наличии 200 соток земли и имущество на сумму не менее 15 тыс. Руб. Также были признаны владельцы бизнеса с доходом более 6 тысяч рублей.
Фермер На первом этапе отбирались представители для волостных собраний. На втором этапе избирались представители уездных земств. На третьем этапе избирались представители губернского земства. Все прошло постепенно.
Городской Купцы, предприниматели с доходом более 6 тысяч рублей. Также были признаны собственники недвижимости стоимостью 3600 рублей (в крупных городах) и 600 рублей (в других городах).

Выборы по всем куриям проводились один раз в 3 года.

Избирательная Кюри с 1864 г

Земское самоуправление

Губернский съезд, как и уездный, проводился 1 раз в 3 года, то есть депутаты, избранные на 1 срок, могли участвовать только в одном из этих съездов. В целом уездная и губернская земские системы были похожи друг на друга. Каждый год они проводили заседания и избирали руководство. Правительство округа было одобрено губернатором, а провинциальное правительство — министром внутренних дел.

Структура Земского самоуправления после 1864 г

Волостное (местное) самоуправление

Земская реформа 1864 г создала для крестьян особую систему самоуправления: сельский сход и волостной сход. Сельский сход также был выборным, и его представители также избирались сроком на 3 года. Они несли ответственность за распределение земли, задачи, набор, выбор руководства собрания и лидера. Аналогичные вопросы, но на несколько более высоком уровне, решила волостная акция.

Структура волостного самоуправления после 1864 г

4. С какой целью Земская и городская реформы предусматривали имущественный ценз при выборах в органы управления на местах?

Квалификация собственности и деление на кури были введены специально, чтобы дать преимущество дворянам и крупным владельцам. Считалось, что они более лояльны, а бедняки более восприимчивы к революционным идеям, обещавшим раздел собственности. Причем этому верили и официальные власти, и сами революционеры: знаменитая фраза «пролетариям нечего терять . кроме своих цепей» содержалась в «Манифесте Коммунистической партии».

3. Подумайте, почему Земская реформа не затронула многие национальные окраины страны.

Земская реформа дала дворянам явное преимущество в местном самоуправлении. Поэтому его не стали вводить в Подмосковье, где дворянство считалось неверным (во-первых, на землях бывшего Речи Посполитой, где восстание вспыхнуло только в 1863 г., а в 1864 г введение земств) войска подавили последние очаги сопротивления).

7. Как связаны Крымская война и проведение Военных реформ в 1860-1870-е гг.?

Они напрямую связаны. Именно Крымская война показала неэффективность вооруженных сил времен Николая I, и именно она указала на их специфические слабости.

4. Какие принципы были положены в основу Судебной реформы? Как вы думаете, почему именно Судебная реформа стала наиболее последовательным преобразованием эпохи Александра II?

Эта реформа стала наиболее последовательной, потому что в данном случае российские власти наиболее точно повторили модель — английскую систему, а в случае других реформ они попытались учесть российские особенности и, как следствие, реформы имели ряд негативные последствия.

Судебная реформа основывалась на следующих принципах:

  • равенство всех граждан перед законом;
  • независимость и неприкосновенность судей и следователей;
  • противоречивый характер сторон;
  • судебная реклама;
  • коллегиальное решение неназванного жюри.

Функции земств

Земская реформа 1864 г уполномочила органы местного самоуправления решать местные проблемы:

  • Строительство местных дорог. Например, строительство дороги между деревнями или между городом и деревней.
  • Открытие и ремонт школ, больниц и приютов.
  • Сбор статистических данных и организация переписи населения.
  • Помощь крестьянским и некрестьянским хозяйствам, особенно в неурожайные годы.

Земство действовало только внешне как самостоятельные и самостоятельные организмы. На самом деле их роль была незначительной и тщательно контролировалась. Главный контроль заключался в том, что все земства подчинялись губернатору. Губернатор утверждал все решения земства, а также имел право отменять любое решение местных властей. Второе ограничение: земствам запрещалось решать политические вопросы и объединяться друг с другом (например, нельзя было создать общероссийское земство). Это были собрания, на которых решались конкретные местные вопросы местного значения, и не более того.

Органы земства подразделялись на исполнительные (распорядительные) и распорядительные (собрания).

Земская реформа 1864 г. - органы управления

6. Перечислите, какие новшества появились в военной сфере в 1860-1870-е гг.

Инновации:

  • всеобщая воинская повинность;
  • перевооружение армии, включая разработку новых образцов вооружения;
  • специальные военно-учебные заведения, обеспечивающие разный уровень подготовки будущих офицеров разного звания;
  • прием представителей всех классов в специальные военно-учебные заведения, составляющие офицерский корпус всех классов;
  • модифицирована система базовой подготовки кадров;
  • изменена организация армии: страна разделена на военные округа;
  • улучшение многих вещей в материальном обеспечении солдат.

1. Объясните, почему после отмены крепостного права возникла необходимость проведения других реформ.

Сама отмена крепостного права не потребовала дальнейших реформ. Например, если бы во время правления Александра I большинство из них перешло в разряд свободных земледельцев, система империи в целом осталась бы прежней. Но в середине 19 века крестьянская реформа была нужна не одна, а как основа модернизации. Модернизация также потребовала других реформ, которые должны были радикально преобразовать общество, и особенно армию, чтобы избежать поражения в последующих войнах.

2. Систематизируйте материал о реформах, создав в тетради таблицу «Либеральные реформы 1860-1870-х гг.» (необходимо указать название реформы, её основное содержание, значение).

Реформа Содержание реформы Ценность реформы
Земская реформа введение выборных органов местных автономий Появление выборных органов власти — важный шаг в политической модернизации, многие считали это основанием для введения парламента, состоящего из представителей всех земств
Городская реформа Изменения в порядке выборов в органы самоуправления города Органы управления в городах, избираемые большинством мужского населения, — важный шаг в поэтической модернизации
Судебная реформа Вступление
современный
судебные процессы, которые во многом были похожи на английские
Исчезновение судебной бюрократии прошлых царств (когда дело могло затянуться на многие годы), большая справедливость в принятии судебных решений, появление нового слоя юристов и других судебных профессионалов
Военная реформа Создание армии, построенной и вооруженной по-новому
модернизированная европейская модель
Создание современной российской армии, показавшей свою эффективность во время русских
турецкие воины 1877-1878 гг
Реформа системы образования Были введены различные типы учебных заведений, некоторые поддерживались земствами. Больше свободы получили тренажерные залы и университеты Доступ к образованию получили более широкие слои населения, включая женщин (но в основном из привилегированных слоев). Университеты и отчасти спортивные залы стали рассадником свободного мышления

Думаем, сравниваем, размышляем:

2. Охарактеризуйте систему выборов, установленную реформой 1864 г.

Выборы проводились по квалификации собственности, для крестьян они проходили в несколько этапов. Избиратели были разделены на курии, в которых не было одинакового количества избирателей, но было равное представительство. Таким образом, преимущество имели богатые (часто знатные) помещики и крупные промышленники.

5. Какие достоинства и недостатки, на ваш взгляд, имела реформа в области просвещения?

Преимущества:

  • все большее число детей, в том числе девочек, имеют доступ к образованию;
  • разделение на настоящие и классические тренажерные залы ввело элементы специализации также на уровне среднего образования, что снизило общую нагрузку;
  • из-за того, что более высокие уровни были платными, образование считалось привилегией, а не обязанностью, поэтому студенты ценили свое положение;
  • университеты пользовались значительной внутренней автономией, что благотворно сказывалось на учебном процессе.

Недостатки:

  • начальные учебные заведения финансировались различными организациями, часто земствами, поэтому средств часто не хватало;
  • реформа не смогла повысить престиж профессии учителя в младших классах средней школы, во многом из-за низкой заработной платы таких учителей;
  • образование не стало универсальным, что замедлило как модернизацию в целом, так и индустриализацию в частности;
  • из-за платного обучения в спортзалах и вузах оно было доступно не всем.

5. Какие ограничения в доступе к образованию устраняла реформа системы просвещения?

Реформа устранила классовые ограничения. То есть теоретически даже сыновья слуг (по крестьянской реформе первого) могли поступать в университеты. Но на самом деле ограничения остались, потому что образование по-прежнему было платным, то есть недоступным для бедных слоев общества.

3. Расскажите о том, как проходило формирование органов управления в городах.

Избиратели в городах также были разделены на курии: ровно 3. Каждая из курий избирала одинаковое количество гласных, и вместе они обеспечивали треть доходов городской казны. Но поскольку эти курии были крупными, средними и мелкими собственниками, курии составлялись из разного числа избирателей, и более крупные владельцы имели наибольшее представительство на выборщика.

8. Поразмышляйте, к каким последствиям привело введение всеобщей воинской повинности в Российской империи (рассмотрите как систему обороны страны так и социальную сферу).

Эффекты:

— армия стала более многочисленной;

  • большая численность армии и особенно резерва (в котором были потенциально почти все мужчины дееспособного возраста) позволяла командирам в полной мере воспринимать систему Карла фон Клаузевица, согласно которой, в частности, величина победы была определяется масштабами потерь, понесенных обеими сторонами: его энтузиазм по поводу своих идей по всей Европе во многих отношениях привел к появлению мясорубки времен Первой мировой войны;
  • армия стала всесезонной (как в звании, так и в звании в результате реформы военно-учебных заведений и офицерского корпуса);
  • сокращение срока службы в зависимости от уровня образования было дополнительным стимулом для получения образования;
  • войны получили больший общественный резонанс, потому что это была не профессиональная армия, которая имела мало связей с обществом, с которым она сражалась, а призывники.

 

Оцените статью
Блог о Российской Империи