≋ Московский Государственный университет ᐈ История, деятельность

Содержание
  1. История Московского государственного университета
  2. Внеучебная деятельность
  3. Организация учебного процесса
  4. Тяжелое испытание
  5. Особенности процесса обучения
  6. Первый университет в России
  7. Заслуги И. И. Шувалова в деле просвещения
  8. МГУ в период СССР
  9. «Никогда еще возбуждение учащихся не проявлялось с такой силой»: Московский университет во время революций
  10. Обратная сторона медали
  11. МГУ сегодня
  12. Здания и строения Московского университета
  13. Военная подготовка
  14. Реформы образования
  15. Формирование материально-технической базы
  16. Властители дум
  17. «Универсальный человек»
  18. Великие умы из Московского университета
  19. Роль Ломоносова в организации университета
  20. Особый статус
  21. День российского студенчества
  22. Выпускники Московского государственного университета
  23. Главный кампус
  24. Геологический музей МГУ
  25. Ботанический Сад МГУ
  26. Зоологический музей МГУ

История Московского государственного университета

Московский государственный университет (МГУ). История, деятельность

Московский государственный университет (или МГУ) был основан в 1755 году по инициативе известного интеллектуала и ученого Михаила Ломоносова и до 1917 года назывался Московским Императорским университетом. На момент открытия он состоял из трех факультетов: философского, юридического и медицинского. Уроки читались либо на латыни, языке образованных людей того времени, либо на русском языке. Изначально университет располагался в главном аптечном магазине на Красной площади, который сейчас занимает Государственный Исторический музей.

Московский Императорский университет сыграл выдающуюся роль в демократизации образования в России. Михаил Ломоносов отметил, что европейские университеты в первую очередь ценят академические достижения студента, а не его социальный статус или семейное положение. С момента своего основания элитарность была чужда духу университетского сообщества. В ученики принимали не только дворян. Только слуги не могли учиться. В конце 18 века большинство студентов и профессоров не имели дворянского происхождения.

Первоначально обучение в университете было бесплатным для всех студентов, а позже стипендии финансировались богатыми купеческими семьями, которые были покровителями университета. Лекции были открыты для публики, как и университетская библиотека, которая в течение столетия оставалась единственной публичной библиотекой в ​​Москве. В 1756 году на территории кампуса открылись издательство и книжный магазин, где печаталась самая популярная газета в царской России «Московские ведомости».

К XVIII веку Московский Императорский университет стал образовательным, научным и культурным центром России и прочно вошел в мировое сообщество. Так продолжалось и в XIX веке, поскольку университет был плавильным котлом для всех слоев общества и привлекал свободомыслящих людей, озабоченных будущим России. Это стало настоящим полем битвы между западниками и славянофилами (сторонниками западных идей и теми, кто считал, что у России есть свой уникальный путь развития). С отменой крепостного права университет пережил период реформ, так как стране требовались высококвалифицированные специалисты по всем отраслям труда. Во второй половине XIX — начале XX веков Московский Императорский университет основал большое количество научных и интеллектуальных обществ, образовательных, исторических и культурных учреждений, в том числе Зоологический сад, Антропологический музей, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве и Санкт-Петербургская Академия художеств.

Как мощный центр знаний, внимательно следящий за интеллектуальным развитием в других частях Европы, Московский государственный университет становится все более политизированным. Это проявилось в начале 20 века, когда появление социал-демократических организаций вынудило царское правительство пригрозить закрыть университет, отправить войска в университетский городок и исключить профессоров и студентов. Этот конфликт продолжался до начала Первой мировой войны.

Внеучебная деятельность

Во второй половине XVIII века в Московском университете возникли первые научные сообщества, в том числе:

  • «Свободное русское собрание», целью которого было обогатить и исправить русский язык;
  • «Сборник студентов вуза», где состоялось чтение и обсуждение различных литературных произведений;
  • «Comunità Scientifica Amica», которая занимается изданием «полезных» книг и подготовкой компетентных преподавателей;
  • «Общество любителей знаний», целью которого было распространение наук.

Вскоре, уже в XIX веке, когда университет стал приобретать статус самого престижного учебного заведения, при нем уже функционировало более десятка таких сообществ.

Организация учебного процесса

Первоначально в Московском университете было три факультета со штатом из 10 профессоров. На философском факультете было четыре профессора: философии, физики, красноречия и истории. На юридическом факультете работали три профессора: общее и российское правоведение, а также политика. Предполагалось, что на медицинском факультете будет три профессора: химии, естествознания и анатомии

Запланированные на факультетах занятия проводились пять дней в неделю. Студенты обязаны посещать все общественные занятия, а желающие также могут посещать дополнительные курсы. Кроме того, все студенты участвовали в ежемесячных дебатах, проводимых профессорами университета. За неделю до следующего диспута были объявлены тема и имена выступающих среди студентов. В конце каждого семестра в университете организовывались открытые диспуты с участием профессоров, всех студентов и ценителей науки из числа москвичей. Подготовка к спорам помогала студентам в учебе. Становление Московского университета было трудным. Число учеников росло медленно: в 1758 году их было всего 100.

Только 30 студентов получали из казны зарплату 40 рублей в год, остальные жили на собственные средства. В протоколе университетской конференции от 2 июля 1759 г есть такая запись: «Одной из причин, препятствовавших успеху занятий, было отсутствие учебников, которые бюджетники не могли купить из-за бедности».

В конце 1757 г граф И. И. Шувалов приказал выделить деньги на обувь и одежду для приличной одежды студентов. При этом госчиновникам было предписано давать «дополнительно к зарплате на питание по полмесяца». Инструкция директору университета (§22) запрещала студентам входить в классы в голых мехах, серых кафтанах и парусиновых туфлях, которые считались одеждой бедных. При жизни Ломоносова Московский университет еще не был имперским: учебное заведение напрямую подчинялось правительственному сенату, а его профессора не подчинялись никакому суду, кроме университетского. Деятельность университета регламентировалась «Государственным проектом о создании Московского университета». Только при Александре I в 1804 году был принят новый устав Университета Его Императорского Величества Москвы, согласно которому ректор ежегодно избирался профессорским собранием и лично утверждался императором. С этого времени до 1917 года университет назывался Московский Императорский университет.

Нагрудник выпускника Российского Императорского Университета

Нагрудный знак выпускника Московского Императорского Университета

Награда в виде маленьких мечей, которые давали личное благородство, укрепляла дисциплину среди учеников, поощряла их усердие в учебе. За особые заслуги лучшие студенты получили последующие военные звания раньше, чем ожидалось. Учеба в Московском университете приравнивалась к службе в армии. Пройдя весь университетский курс, студент получил звание обер-офицера (воинское звание младшего офицера запаса).

С весны до вечера учащиеся колледжей и спортзалов привлекались к военным сборам. Студенты и спортивные залы сформировали веселый университетский батальон, которым каждую осень руководил московский военачальник или один из командиров полков, дислоцированных в городе.

Первоначально со студентов не взималась плата за обучение, но государственные фонды лишь частично покрывали потребности университета, поэтому позже они начали освобождать от налогов бедных студентов. Руководству вуза пришлось искать дополнительные источники дохода, не исключая даже осуществления коммерческой деятельности. Благотворители (Демидовы, Строгановы, Э.Р. Дашкова и другие) оказали огромную материальную помощь. Они купили и передали в университет научные инструменты, коллекции, книги и учредили стипендии для студентов. Выпускники не забыли свой вуз. В сложное для вуза время собирали средства по подписке. По сложившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные коллекции. Среди них богатейшие коллекции И.М. Снегиревой, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзя, И.Г. Петровский и другие.

Московский университет играет ведущую роль в распространении научных знаний. Публика могла присутствовать на лекциях профессоров университета и на студенческих дебатах.

В апреле 1756 г при Московском университете на Моховой улице открылись типография и книжный магазин. Это положило начало отечественному книгоизданию. В то же время университет начал издавать первую в стране негосударственную газету «Московские ведомости» два раза в неделю, а с января 1760 г. — первый в Москве литературный журнал «Полезные развлечения». Десять лет, с 1779 по 1789 год, типографией руководил ученик университетской гимназии, выдающийся русский просветитель Н. И. Новиков.

Более 100 лет университетская библиотека была единственной публичной библиотекой Москвы.

В 19 веке при университете сформировались первые научные общества — знатоков русской природы, истории и древностей, любителей русской литературы.

Сочетание в деятельности Московского университета задач образования, науки и культуры преобразовало его, по словам А.И. Герцена, в «центр русского образования», в один из центров мировой культуры.

Тяжелое испытание

Со 2 по 6 сентября 1812 года горит Москва. Горело все: жилые дома, Кремль и университетские корпуса. Организация эвакуации оставляла желать лучшего, поэтому в огне сгорели ценные коллекции, приборы, то есть почти все имущество университета. Часть артефактов своими руками увезли сотрудники МГУ из безлюдной столицы.

Несмотря на колоссальные разрушения, понесенные исторической столицей России, в том числе МГУ, через год возобновили занятия на всех факультетах, а из руин зданий возводили новые.

Благодаря щедрым пожертвованиям и хорошему финансированию работа университета была налажена, а фонды и библиотека стали быстро расти. Число студентов выросло до 695 в 1822 году, что более чем в три раза превышает довоенный показатель.

Особенности процесса обучения

В год открытия Московского университета было создано три факультета. Философское считалось основным, но юрист и врач давали узкую специализацию. Студенты начали свое обучение с овладения фундаментальными научными знаниями на первом факультете. После этого они имели право продолжить учебу, выбрав медицину или юриспруденцию.

Лекции на факультетах читали 10 профессоров, каждый из которых отвечал за свою научную область. Например, в области права один профессор специализируется на российском праве, второй — в целом, а третий — преподавал политологию. Из 10 штатных профессоров только трое были русскими: Н.Н. Поповский (литературовед), Ф.Я. Яремский (прекрасный лингвист) и А.А. Барсов (выдающийся математик). Сами они получили образование в Петербурге.

Ломоносова, Московский университет

Лекции в университете длились пять дней. Все студенты были обязаны посещать общественные занятия; кроме того, существуют дополнительные курсы, которые можно посещать по желанию. Университетские дебаты проводились раз в месяц. Студенты выступали в роли спикеров, и в обсуждениях принимали участие как студенты, так и преподаватели. Раз в полгода объявлялся открытый диспут, в котором мог принять участие любой житель Москвы. Таким образом, открытие Московского университета позволило широким массам получить доступ к актуальным научным знаниям.

Первый университет в России

История университетского образования в России восходит к временам Петра I. 28 января 1724 года император издал указ об учреждении в Петербурге Академии наук, а вместе с ней и университета, который должен был образоваться научный коллектив. Почему Москва признана первым российским университетом? Во-первых, Петровский университет никогда не был самостоятельным учреждением, не имел собственного устава и полностью подчинялся президенту Академии наук. Во-вторых, академический университет XVIII века плохо справлялся со своей основной задачей. Желающих учиться было очень мало: в начале у 8 студентов было 17 профессоров! Пришлось приглашать студентов из-за границы. Так, например, с 1726 по 1733 год в академическом университете обучались всего 38 человек, и только 7 из них были русскими.

Заслуги И. И. Шувалова в деле просвещения

Год открытия Московского университета

Иван Иванович Шувалов — любимец императрицы, образованный и влиятельный человек, заботился о ученых и представителях творческих профессий. Он поддерживал различные идеи М. В. Ломоносова и одобрил предложение о создании университета для всех классов. Открытие Московского университета отметили с размахом. Позже Елизавета назначила своим куратором И.И.Шувалова. Он следил за ходом образовательного процесса и оказывал всевозможную помощь университету на этапе его становления.

МГУ в период СССР

Московский государственный университет (МГУ). История, деятельность

Русская революция изменила всю систему высшего образования: согласно указу, изданному в 1918 году, любой человек старше 16 лет, независимо от пола и происхождения, мог посещать любое высшее учебное заведение, даже без аттестата средней школы. Кроме того, была отменена плата за обучение в университетах и ​​всем предоставлены стипендии. Эти меры значительно расширили возможности получения высшего образования для населения, и к 1922 году в МГУ обучалось более 20 000 студентов. Поскольку наука и техника считались национальным приоритетом, особое внимание уделялось практическим занятиям, а также научным и математическим дисциплинам. В начале Второй мировой войны в МГУ было 75 кафедр, 11 научно-исследовательских институтов, 66 лабораторий, 4 музея и 2 обсерватории.

Однако главной задачей университета было подготовить как можно больше студентов для советского государственного аппарата. Качество преподавания снизилось, когда многие уважаемые ученые ушли (или были исключены) из университета. Факультеты, считавшиеся «отравленными» идеологией старого режима, такие как юриспруденция, история и филология, были упразднены и заменены факультетами социальных наук, целью которых было распространение советской идеологии и идей научного социализма. Гуманитарные науки были восстановлены только через 10 лет в отдельном институте.

Политические репрессии Сталина отрицательно сказались на развитии научных исследований. Советские ученые и ученые потеряли связь со своими зарубежными коллегами, их преследовали, заключали в тюрьмы и даже расстреливали, а некоторые отрасли науки были осуждены как пропагандисты идеологии, чуждой коммунистическим идеям. Многие тысячи студентов и сотрудников были призваны сражаться во Второй мировой войне, 3000 из которых погибли. Во время войны университет сосредоточился на военной науке, изобретении новых взрывчатых веществ и разработке самолетов.

В 1940 году университет был переименован в МГУ им. М.В. Ломоносова и носит это название по сей день. После войны на Воробьевых горах был построен новый кампус, оборудованный самыми современными аудиториями и лабораториями. Финансирование университета увеличилось в пять раз, были созданы новые научно-исследовательские институты, снова активизировалось международное сотрудничество.

«Никогда еще возбуждение учащихся не проявлялось с такой силой»: Московский университет во время революций

В 1826 году, вскоре после восстания декабристов, Николай I посетил Московский университет. Генерал Иван Дибич, участвовавший в аресте заговорщиков, вспоминал: «Императору стало известно, что среди студентов Московского университета .. неприличным образом мышления ». Распоряжением Николая I в учебном заведении было запрещено преподавание философии, а студенты и преподаватели были вынуждены постоянно носить униформу для« своего рода порядка и улучшения».

Николай I также сменил факультеты Московского университета. Открыты юридический, медицинский и философский факультеты. По указу императора количество студентов философского и юридического факультетов не должно превышать трехсот. Поэтому император решил «контролировать» неблагонадежных учеников. Это ограничение было снято только Александром II в 1855 году.

Студенты Московского университета в 1905 году приняли участие в первой русской революции. Из-за беспорядков и беспорядков занятия пришлось приостановить на несколько месяцев. Члены Совета университета написали после одного из внеочередных заседаний: «Никогда еще студенческий азарт не проявлялся с такой силой .. как сейчас». В том же году был создан Центральный студенческий университетский орган, в который вошли представители всех курсов и факультетов. Его участники собирали деньги для арестованных студентов и помогали нуждающимся.
Профессора, покинувшие Московский университет в знак протеста в 1911 году.

В ноябре 1910 года студенты Московского университета организовали митинг, посвященный смерти писателя Льва Толстого. Из-за тяжелой утраты занятия не проводились в течение трех дней. И хотя руководство поддержало организаторов мероприятия, вскоре был издан циркуляр «О временном запрете государственных и частных студенческих учреждений».

В ответ студенты объявили забастовку 27 января 1911 года. По приказу министра просвещения Льва Кассо в этот день полиция была доставлена ​​в университет и занятия были приостановлены. Ректор Александр Мануилов подал в отставку на внеочередном заседании Совета университета. За ним последовали более сотни учителей. А по окончании семестра университет покинуло более трети сотрудников, в том числе профессора Владимир Вернадский, Николай Зелинский, Климент Тимирязев. На их место были назначены новые учителя, но в знак протеста ученики почти не посещали занятия.

Сегодня жизнь в Московском университете остановилась. В старом здании не было ни души. Лабораторных занятий не было около недели. Сегодня в новом здании университета прошли три лекции. У профессора Филиппова сегодня был 1 слушатель. <…> Студенты собрались в клиниках нервных болезней и психиатрических клиниках проф. Серб (также ушедший в отставку) не смог закончить свою речь из-за волнения и удалился под продолжительные аплодисменты студентов.

Уволенные сотрудники были восстановлены только в 1917 году, после Февральской революции. Тогда же родились новые организации студенческого самоуправления: полиция, здравоохранение. Раздали оружие и помогли раненым. Их участники демонстративно отказались подчиняться указаниям учебного заведения. Ректор Матвей Любавский напомнил: «Университет сталкивается с препятствиями для возобновления занятий, потому что его общественность занимается организацией студенческой милиции, которая считает себя автономной, самовольно занимает помещения, выделяет их для митингов и реквизиций университетского имущества».

Обратная сторона медали

Интересный факт из истории Московского университета: имя Михаила Васильевича университет стал носить только в мае 1940 года, к 185-летнему юбилею. При жизни Ломоносов не упоминался в официальных документах МГУ. Отсюда и мнение историка Михаила Тимофеевича Белявского о том, что фаворит императрицы Шувалова нагло присвоил славу ломоносовскому проекту и даже в какой-то степени испортил его, введя иностранное профессорство.

МГУ сегодня

Московский государственный университет (МГУ). История, деятельность

После распада Советского Союза Московский государственный университет стал автономным учреждением. Сегодня в нем обучается более 40 000 студентов и предлагается более 150 программ бакалавриата и 500 программ на получение степени почти во всех областях современной науки и гуманитарных наук. В его состав входят 43 факультета и 380 кафедр, на которых работают более 5000 профессоров и преподавателей, в том числе 300 членов Российской академии наук и других российских государственных академий. В нем также находится библиотека из почти 10 миллионов томов. В рамках своей деятельности МГУ организует образовательные программы, в которых участвуют 10 000 старшеклассников, Олимпийские игры, в которых принимают участие 200 000 старшеклассников, и Всероссийский фестиваль науки, который ежегодно собирает миллионы участников.

Давние демократические традиции университета продолжаются в рамках проекта «Университет без границ», в рамках которого онлайн-курсы проходят более 300 000 студентов из 120 стран. МГУ тесно сотрудничает с международными университетами и исследовательскими институтами, имеет филиалы в 8 других странах, включая Китай, Словению и страны СНГ. В нем сейчас развивается научно-техническая долина «Воробьевы горы», цель которой — объединить научно-исследовательские институты, образовательные организации и стартапы на одной площадке.

Здания и строения Московского университета

Первоначально предназначалось для университета здание, расположенное в самом центре города, на Красной площади (сейчас на этой территории находится Исторический музей). В конце 18 века его перевели в Моховую. Это здание сгорело во время пожара 1812 года и было восстановлено только через 7 лет. Сегодня здесь располагается факультет журналистики МГУ.

История Московского университета

Но главное здание, визитная карточка МГУ, здание на Воробьевых горах, было построено после Великой Отечественной войны, в начале 1950-х годов. Это один из семи «сталинских небоскребов». В настоящее время учреждение насчитывает более 600 корпусов. Остальные московские вузы такими ставками похвастаться не могут.

Военная подготовка

С момента основания Московского университета, наряду с научной стажировкой, студенты проходили военную подготовку, формируя весной веселый батальон. Осмотр войск проводил военачальник или командир местного полка.

Обучение приравнивалось к военной службе. Окончание курса ознаменовалось выходом на должность младшего офицера. Кроме того, за дисциплину и усердие в учебе студенты могли получить право личного дворянства.

Реформы образования

Следует отметить, что первое высшее учебное заведение было основано при Софии Алексеевне, старшей сестре Петра I. Славяно-греко-латинская академия была открыта в 1687 году по инициативе братьев-монахов Иоанникова и Софрония Лихудовых. Именно в этом заведении окончил Михаил Васильевич Ломоносов, принимавший непосредственное участие в основании Московского университета, но об этом мы поговорим позже.

Многочисленные заимствования Петром элементов европейской культуры несут силу далеко в ряды передовых стран мира. Реформы охватили все стороны жизни, превратив архаическое Российское царство в динамично развивающуюся Российскую империю в 1721 году. Изменения коснулись и образования. Начали массово издаваться книги, учебники, справочники, учебные пособия, появилась первая в России газета «Ведомости». В конце его правления, в 1721 году, знаменательном для истории России, был открыт первый в России университет — Академический университет при Петербургской Академии наук.

Петр Великий

Но потомки не сразу осознали важность новых реформ, и темпы развития при новых наследниках престола значительно снизились. Однако образование шло в массы, необходимость в специалистах все больше признавалась императорским двором. Но идея основать МГУ принадлежит простому крестьянину из Архангельской области.

Формирование материально-технической базы

Открытие Московского университета собрало людей вокруг общего дела. Средства на его размещение поступали из разных источников. Императрица выделила около 15000 рублей — огромная сумма по тем временам. Деньги пошли на формирование библиотечных фондов, создание мастерских со всем необходимым. Значительный вклад внесли меценаты, в основном семьи Демидовых и Строгановых. Они выделили средства на книги, оборудование и студенческие стипендии.

Впоследствии сбор средств на нужды университета осуществляли его выпускники, которые никогда не забывали свою alma mater. Среди профессоров стало доброй традицией передавать в наследство учебному заведению свои книги, монографии, рукописи и другие ценные предметы науке из личных коллекций.

Властители дум

В 19 веке в университете делались открытия, зарождались новые отрасли науки. Московские профессора считались властителями мысли, а студенты — законодателями моды. Но не для брюк и сюртуков, а для книг, статей, идей и вообще идеологии. Всемирно известные ученые и писатели также высоко оценили признание молодых студентов университетов.

В 1840 году «вся Москва» собралась на лекцию Тимофея Грановского по всеобщей истории. В книге «Прошлое и размышления» Александр Герцен, учившийся на физико-математическом факультете, вспоминал многое из своей alma mater, бурных умов, которыми славился тогдашний университет. И, конечно же, не забыл своего любимого учителя:

Максим Максимович Ковалевский, историк, социолог, всемирно известный ученый, один из первых претендентов на Нобелевскую премию мира, также стал эпохой в истории университета. На Моховой он читал курс истории заграничных государственных учреждений. Читаю под аплодисменты студентов; как вспоминал один из его учеников, литературовед Борис Щетинин:

«Его речь — шумный, сверкающий каскад слов .. сколько научных цитат всегда перемежается, сколько разных остроумных сравнений, красивых образов, удачно подобранных сравнений, сколько богатства фактического материала свидетельствует о колоссальной памяти говорящего и как совершенно исключительная эрудиция… Ковалевский положительно был кумиром студенческой молодежи»

Максим Ковалевский

Максим Ковалевский

Ковалевский завещал университету свою уникальную библиотеку — 15 000 томов — и немалую сумму для выплаты личных стипендий.

Иван Тургенев тоже гордился своим студенческим прошлым. В последние годы знаменитый писатель отвечал на приветствия московских студентов следующим образом:

«Я тем более горжусь и благословлен этим сочувствием, что я сам был студентом Московского университета и всегда считал за честь принадлежать к этому очагу истинного просвещения, истинной духовной свободы. Я также желаю вам, господа, смело идти по пути, проложенному вашими предшественниками, к той прекрасной цели, которая уже была видна их глазам, но которая, я надеюсь, с каждым днем ​​будет отступать все меньше»

Иван Тургенев

Иван Тургенев


Министр имперского значения: несколько жизней Николая Румянцева Как опальный канцлер государства развивал отечественную науку

Какую цель имел в виду Тургенев? Студентов того времени объединяло поэтическое отношение к идеалам свободного и просвещенного общества. Считалось, что научный прогресс рано или поздно приведет к более справедливой реорганизации государства и общества. И без этой мечты невозможно представить историю свободолюбивого Московского университета.

«Универсальный человек»

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) был первым великим русским естествоиспытателем. Его вклад в науку Российской Империи сложно оценить: помимо инициативы по созданию Московского университета, он сделал ряд открытий в физике, химии, астрономии, географии, геологии, приборостроении, металлургии. Кроме того, Михаил Васильевич известен также как поэт, художник, филолог, генеалог и историк, но с чего все это началось?

Михаил Васильевич Ломоносов

Как уже говорилось выше, при Петре I печатные машины стали печатать огромное количество учебных материалов. Ломоносов родился в разгар правления Петра Великого, в разгар реформ. Маленький Миша освоил грамматику Смотрицкого и арифметику Магнитского. Теоретические знания обогатил богатый опыт естественных наблюдений, который он приобрел, ловя рыбу у территорий Полярного круга.

В возрасте девятнадцати лет Ломоносов сбегает из отцовского дома в рыбацкой повозке, направляющейся в Москву, и в январе 1731 года оказывается в исторической столице. Целью юного авантюриста было поступление в Славяно-греко-латинскую академию, где любознательный ум мог насытиться обширными знаниями философии, иностранных языков, теологии. Последнее серьезно волновало молодого ученого, и в течение отдельного периода своей жизни Ломоносов стремился стать священником.

В то время крестьянскому сыну было невозможно поступить в вуз, поэтому Михаил Васильевич умалчивал о своем истинном происхождении. Через 4 года правда откроется, но из-за феноменальных успехов в учебе решение об отчислении ученика так и не было принято.

Из Славяно-греко-латинской академии Ломоносов был переведен сначала в Киево-Могилянскую академию, затем в Петербургскую Академию наук. Дальнейшее образование будет продолжено за границей, и только в 1741 году ученый вернется в Петербург для работы на благо своей Родины.

Несколько лет в качестве сотрудника, а затем профессора Михаил Васильевич плодотворно работал над развитием образования, издавая научные трактаты и заработав репутацию при императорском дворе. В 50-х годах XVIII века Ломоносов сблизился с фаворитом императрицы и меценатом Иваном Ивановичем Шуваловым. Эти знания сыграют решающую роль в создании Московского университета.

Великие умы из Московского университета

Подавляющее большинство педагогов 18-19 веков окончили МГУ. Таким образом, история создания университета определила дальнейшую судьбу страны. Через год после основания университета при нем открылись типография и книжный магазин. Первое негосударственное издание — ежедневная газета «Московские ведомости» — начало выходить в МГУ. Более века любой желающий мог посещать лекции профессоров или библиотеку МГУ.

год создания мгу

В 18 веке из стен университета выпускались такие деятели русской науки и культуры, как философ Аничков, математик Панкевич, физик Страхов. Писатели Фонвизин и Новиков также окончили университет. Спустя столетие в МГУ стали формироваться научные общества. Например, Любители русской литературы.

Грибоедов, Чаадаев, Гончаров, Тютчев, Чехов и Фет — лишь малая часть именитых выпускников МГУ. Большинство из них всю жизнь с любовью вспоминают свой родной университет. Но Афанасий Фет почему-то терпеть не мог столичный университет. Каждый раз, проезжая мимо МГУ или проезжая мимо, он подходил к дверям здания, плюнул на них и затем занимался своими делами.

Роль Ломоносова в организации университета

Открытие Московского университета

Михаил Васильевич Ломоносов — один из инициаторов создания государственного университета в Москве. Он разработал структуру учебного заведения нового типа, а также запланировал его развитие в первые годы существования. В частности, он пытался добиться, чтобы русские учителя обучались на русском, а не на латыни, как это было раньше. Ведь, по мнению Ломоносова, Московский университет должен стать центром российской науки. Правда, сразу осознать это не удалось, нужно было сначала увеличить штат.

Особый статус

С 1755 года Московский университет находится под присмотром императорской короны. На деньги, полученные от государственных субсидий и спонсорства, закуплены школьная форма и обувь, книги, приборы, научные коллекции.

МГУ в годы основания

Через год после основания Московского университета при нем стала выходить одна из самых популярных газет того времени. Читатели помнят его имя? Если нет, то речь идет о «Московских ведомостях». Издание газеты стало возможным благодаря открытию типографии и книжного магазина в здании университета. Университетская библиотека более века оставалась единственным местом, где население могло свободно пользоваться литературой.

Развитие Московского университета в 18 веке сопровождалось расширением территории и строительством новых зданий. При Екатерине II университет переехал на Моховую улицу от «Аптечного дома» к Воскресенским воротам, которые ранее были заняты. В 1779 году ректор университета Михаил Матвеевич Херасков основал дворянский пансионат, куда попали самые привилегированные слои общества.

Также признаком особого положения университета было его прямое подчинение правящему Сенату.

День российского студенчества

Ежегодно 25 января, в Татьянин день, в России отмечают День российского студента. Это любимый и долгожданный праздник десятков тысяч юношей и девушек, обучающихся в институтах и ​​университетах. Эта дата, безусловно, связана с тем, что в этот день был основан Московский университет.

Есть версия, что И.И. Шувалов не случайно выбрал дату подписания императрицей указа «Об учреждении Московского университета». 25 января — именины ее мамы Татьяны Родионовны. Открытие вуза — своеобразный подарок от мамы ребенка.

Выпускники Московского государственного университета

Московский государственный университет (МГУ). История, деятельность

МГУ, лучший вуз России, на протяжении веков имеет много известных личностей среди своих выпускников. Среди них писатели Михаил Лермонтов, Иван Тургенев и Антон Чехов, «отец русского социализма» Александр Герцен и государственный деятель Григорий Потемкин. Из 18 российских нобелевских лауреатов 11 — выпускники и профессора МГУ, в том числе Борис Пастернак, получивший Нобелевскую премию по литературе в 1958 году, Андрей Сахаров и Михаил Горбачев, получившие Нобелевскую премию мира в 1975 и 1990 годах соответственно.

Главный кампус

Московский государственный университет (МГУ). История, деятельность

Главный кампус МГУ расположен на Воробьевых горах, самой высокой точке Москвы. В его состав входит более 1000 зданий, в том числе главный корпус университета, построенный Львом Рудневым. Это самое большое академическое здание в мире. Хотя само здание закрыто для публики, посетители могут исследовать обширный зеленый кампус, а также посетить смотровую площадку на вершине холма перед университетом, с которой открывается панорамный вид на Москву и великолепный вид на главное здание через 500 метров сады. Вы можете организовать индивидуальную экскурсию по открытой смотровой площадке на 360 градусов на 32 этаже главного здания.

Геологический музей МГУ

Московский государственный университет (МГУ). История, деятельность

Музей основан в 1950 году и занимает с 24 по 31 этажи главного корпуса МГУ. Его экспонаты охватывают геологию и географию России и мира, тундру, леса и степи России, вулканы, землетрясения, морскую деятельность, древнюю историю мира, полезные ископаемые мира и строение Вселенной.

Ботанический Сад МГУ

Московский государственный университет (МГУ). История, деятельность

Сады были созданы в 1706 году Петром Великим для выращивания лечебных трав. Новый ботанический сад биологического факультета расположен в главном кампусе и включает фруктовые деревья, сад камней, озеро и тысячи разновидностей цветов. Старый аптекарский сад расположен к северу от центра города на проспекте Мира и включает ухоженные цветочные сады, дендрарий и оранжереи с экзотическими и редкими растениями.

Зоологический музей МГУ

Московский государственный университет (МГУ). История, деятельность

Музей был основан в 1791 году как кабинет естествознания Московского Императорского университета и открыт для публики в 1866 году. Здесь представлены экспонаты птиц, млекопитающих, рептилий, насекомых, рыб и редких животных со всего мира. Музей расположен на Большой Никитской улице.

 

Оцените статью
Блог о Российской Империи