Культура России в 17 веке ℹ️ основные этапы становления, особенности развития научной области, литературы, архитектуры, музыки, искусства, достижения в творчестве

Появление материальной культуры

XVII век занимает в истории России особую нишу. Для него характерно усиление феодального строя, который становится все сильнее и сильнее. Этот период также известен началом зарождения буржуазных связей и прогрессом общественного разделения трудовых отношений, ростом торговли. Эти явления и процессы наблюдались в основном в городах.

Первая половина XVII века известна событиями, приведшими к краху большей части России, и ее материальная культура была значительно подорвана. Основное место в сфере деятельности народного хозяйства оставалось за сельским хозяйством. В крупных городах стало очевидным превращение ремесленного мастерства в производство товаров народного потребления для дальнейшей продажи.

Особой популярностью стала обработка железа. Ремесленники научились делать инструменты своими руками. Активное развитие методов обработки драгоценных металлов можно отнести к особенностям русской культуры 17 века. Мастера научились делать дорогие украшения из золота и серебра. Лучшие мастера начали чеканить монеты.

1930-е годы известны рождением стекольного завода. Середина 17 века известна тем, что мастера по приказу царя смогли отлить колокол весом 12500 пудов всего за год. В этот период на многих предприятиях появились целые коллективы высококвалифицированных мастеров.

Развитие народного творчества

Документы народного искусства XVII века сохранились до наших дней. Этот период связан с длительной борьбой России с внешними врагами, что нашло отражение в фольклоре. Большинство песен проникнуты патриотизмом.

В народных пословицах все чаще можно было заметить визуализацию человеческих качеств и социальных отношений. Особой популярностью пользовались произведения Степана Разина. Кроме того, народное искусство отличалось антицерковными тенденциями, увеличением количества грамотного населения, что было совершенно необходимо в крупных городах.

Наряду с развитием системы письма большим спросом пользовались рукописные книги, хотя начали появляться все больше и больше печатных изданий. Кроме того, значительно увеличилось количество письменных дел в государственных учреждениях (обработка заказов).

В 1671 г впервые начали издаваться рукописные газеты «Курант», специально для царя. В середине века была предпринята попытка организовать производство бумаги.

Наряду с рукописями большой популярностью стали пользоваться печатные издания. В Московской типографии работало 165 человек. Это была одна из крупнейших отраслей. Поскольку полиграфическая промышленность нуждалась в дальнейшем развитии, возникла потребность в более грамотных людях.

Часто детей и подростков учили грамоте священники и родители. При этом женщины, даже имеющие семьи, оставались неграмотными.

В 1687 году, получив опыт в первых частных школах, знаменитые греки Иоанний и Софроний Лихуда открыли первую академию. Благодаря этому учебному заведению удалось расширить круг образованных людей.

Достижения в науке и литературе

В семнадцатом веке возникла необходимость отойти от мистических объяснений природных явлений и перейти к их более глубокому изучению. При этом практическая часть исследований в основном развивалась, а теоретическая — оставалась. Это связано с враждебным отношением церкви к научным исследованиям.

В 17 веке они умели решать практические задачи, не применяя никаких теоретических знаний в математике. Кроме того, возникла острая необходимость в изучении смены сезонов, смены фаз Луны для развития сельского хозяйства, поэтому очень активно стала развиваться астрономия.

После изучения рек и морей российскими учеными во время экскурсии в Сибирь стали появляться первые карты, в том числе стратегического характера.

Литературные движения развивались в основном благодаря политическим убеждениям общества. Все чаще в произведениях можно увидеть акцент на социальных ценностях разных слоев общества. Литература быстро реагировала на малейшие изменения в культуре. Тогда же стали появляться публикации, в которых осуждались церковь и церковники.

В 1680 году известный белорусский ученый Симеон Полоцкий представил Псалтирь в стихах, что стало огромным прорывом в развитии литературы 17 века.

Братские школы

Морозов

Морозова «Сельская школа»

Но России уже нужны были хорошо организованные школы. Это школы, образованные православными братствами и получившие название «братские школы». Старейшие братства — Львовское, Виленское, Киевское, Могилевское, Луцкое, Пинское, Оршанское.

Дети всех рангов были приняты в братские школы. Школы содержались на средства братств (т. Е. Были общественными). Хотя каждая школа жила по своему уставу, у них было много общего.

Во многом организация школы напоминала современную: старейшины были назначены, чтобы помогать учителю поддерживать дисциплину, контролировать, распространять книги, убирать уроки, а иногда даже заменять учителей.

Б. Кустодиев

Б. Кустодиев «Школа в Москве Россия»

Из академических предметов — чтение, письмо, пение, счет, основы религии, некоторые сведения по священной истории, понимание грамматики, диалектика, риторика, музыка, арифметика, геометрия, астрономия того времени. Ученики многое выучили наизусть и получили знания об основах стихосложения, а также примеры обращений к высокопоставленным чиновникам и благотворителям. В 1634 г был издан, а затем многократно переиздан букварь В. Бурцева, известный в то время учебник. Грунтовка стоила копейки, что было дешево по тем временам. Тогда же была опубликована грамматика украинского ученого Мелетия Смотрицкого, по которой учился и Михаил Ломоносов. На рубеже веков был издан букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря в Московском Кремле, а также практическое пособие по счету — таблица умножения — «Удобное чтение, с которым каждый промокнет» или продает может найти номер всего очень удобным способом. Во второй половине века типография выпустила 300 тысяч рукописей, 150 тысяч дидактических псалтырей и часовых книг. Мы также учились по рукописным книгам.

В 1960-х священник Иван Фомин на свои средства построил школу в Барашах при Введенской церкви.

Епифаний Славинецкий возглавлял греко-латинскую школу в Чудовом монастыре.

Д.Л. Мордовцев изучал азбуку (детские пособия по чтению) 1660-1679 годов, что свидетельствует о том, что их можно считать предшественниками современных учебников и, в то же время, учебные пособия для учителей содержат методику обучения, правила для учащихся, инструкции по поведению в церкви, в школе, дома и на улице.

«Азбука» семнадцатого века

Однако братские школы не могли конкурировать с католическими. Поэтому возникла необходимость в создании средней школы. Такой была братская школа в Киеве — Киево-Могилянская академия. Это первое высшее учебное заведение на территории Украины. Создан митрополитом Петром Могилой в 1632 году на базе школы Богоявленского братства (с 1615) и школы Киево-Печерской лавры (1631).

Федор Михайлович Ртищев

Ф.М. Ртищев — государственный деятель, педагог, меценат, основавший многочисленные больницы, школы и хосписы, которые современники называли «добрым мужем».

Ф.М. Ртищев у памятника

Ф.М. Ртищев у памятника «1000-летие России В. Новгороду»

Ф.М. Ртищев сыграл значительную роль в истории российского образования. Недалеко от Москвы, на участке Пленица, с разрешения царя Алексея Михайловича и с благословения патриарха Иосифа, в существовавшей там небольшой церкви во имя Андрея Стратилата, Федор Ртищев построил там церковь во имя Преображения Господня и в 1648 году на собственные средства основал монастырь-школу. Здесь поселились тридцать монахов, вызванных Ртищевым из нескольких небольших русских монастырей. Вскоре в монастыре образовалось академическое братство (братство Ртищевского), которое занималось переводом книг, а затем была открыта школа, где желающих обучали грамматике, славянскому, латинскому и греческому языкам, риторике и философии. В 1685 году школа, основанная Федором Ртищевым, была переведена в Заиконоспасский монастырь и послужила базой для Славяно-греко-латинской академии.

Историк В.О. Ключевский писал, что Федор Михайлович Ртищев принадлежал к тем людям, которые «со своего исторического расстояния не перестанут светиться, как маяки в темноте ночи, освещая наш путь».

известно, что в 1685 году в Боровске, недалеко от торговой площади, была «школа для детей», а в Москве, на Никольской улице, было построено здание специальной школы. Позже при Стамперии была организована школа. Когда школа открылась, в ней учились 30 учеников из разных классов, а затем их число возросло до 232. Инок Тимофей преподавал в этой школе греческий язык.

Славяно-греко-латинская академия

Славяно-греко-латинская академия

Славяно-греко-латинская академия

Как уже было сказано, базой служила школа, основанная Ф. Ртищевым.

он был основан в 1687 году. Изначально он располагался в стенах Заиконоспасского монастыря в Москве. В 1814 году он был преобразован в Московскую духовную академию (передан Троице-Сергиевой лавре, где существует до сих пор).
В истории Академии 3 этапа.

1-я фаза (1687-1700 гг.) — эллинско-славянская школа братьев Лихуд, придерживавшихся греко-православного руководства;

2 этап (1700-1775) — Славяно-латинская академия. Этот период характеризуется влиянием западноевропейских философов (В. Лейбниц, Х. Вольф);

3 фаза: господство православия.

До середины 18 века преподавание велось на латыни. Целью академии была подготовка образованных людей для государственного и церковного аппарата; он играл роль цензора книг духовного содержания и мог судить отступников от Православия. На государственные должности назначались только выпускники вузов (это ограничение не распространялось на детей «дворян»). Новому учебному заведению предоставлен иммунитет: отстранение от суда, за исключением дел уголовного характера; учителя и ученики подчинялись юрисдикции школы, а «попечитель» (ректор) — суду патриарха. Руководителями и учителями Славяно-греко-латинской академии были приглашенные из Константинополя греческие ученые Иоанники и Софроний Лихуда. После 1694 г., когда по настоянию Иерусалимского Патриарха Доситеуса лихудов были смещены, преподавали их русские ученики. В Славяно-греко-латинской академии, сочетающей характеристики средней и средней школы, преподавались предметы средневековой школы: славянский, греческий и латинский языки, грамматика, поэтика, риторика, психология, физика и др., а также богословие. Основное место занял греческий язык.

Школы вместо индивидуальных репетироров

В середине 17 века из Киева были приглашены 30 ученых монахов. В Москве предполагалось открыть учебное заведение в Андреевском монастыре. В школе начали преподавать философию, риторику, греческий и латинский языки молодым дворянам.

Однако многие знатные люди относились к такой системе образования с подозрением. Они считали, что подобный прием ведет к еретизму и отчуждению от Бога.

Но, несмотря на косые взгляды, школы при монастырях стали появляться повсюду. Священник Введенской церкви Иван Фомин на собственные средства открыл школу. Семен Полоцкий возглавлял школу в Заиконоспасском монастыре.

Во вновь открывшихся учебных заведениях, помимо русской грамматики, преподавали латынь и греческий язык.

В классы обязательно выбирались старшие. Они имели большой вес в команде и даже могли заменить учителей. Их основная ответственность заключалась в распространении книг, назначении дежурных офицеров и контроле за дисциплиной.

Для тех, кто получил образование в 17 веке, дисциплина была в основе их образования. Особо ценилось и требовалось внимательное отношение к книге и, в целом, ко всему наследию школы.

Помимо обязанности соблюдать порядок и безупречную чистоту, запрещалось клеветать на друга и называть его оскорбительными словами. Так родилась своего рода корпоративная солидарность.

Методики обучения в 17 веке

Если рассматривать образование XVII века, его единая методология полностью совпадает с нормами, действующими в школах Западной Европы и Греции. Основными предметами были письмо, чтение, счет и даже пение.

Помимо светского образования, обязательными были уроки по основам религии. Кроме того, были предоставлены базовые знания по гуманитарным наукам. К ним относятся: грамматика, астрономия, музыка, диалектика, риторика, арифметика .

В буквах содержались различные стихи, которые дети заучивали и читали наизусть. Кроме того, студентов обучали основам стихосложения, учили писать письма высокопоставленным чиновникам.

Правила, написанные на азбуке, соблюдались во всех школах, поэтому можно с уверенностью сказать, что образование в 17 веке — это единая методика обучения, которая впоследствии легла в основу всего образования.

Нюансы обучения на Руси в 17 веке

Несмотря на развитие науки, уроки в школе начинались и заканчивались словом Божьим, и это понятно, ведь учителями были священнослужители.

Но именно священники распространяли идею всеобщего образования, всеобщей грамотности. Считалось, что знания необходимы людям для понимания важности веры и понятий морали. Уметь читать необходимо в основном для того, чтобы самостоятельно изучать Священное Писание и понимать весь тайный смысл написанного.

Основная цель, которую преследовало образование в XVII веке в России, заключалась в воспитании нравственного человека, знающего основы христианства и овладевшего навыками чтения и письма.

Интересно изучать творчество античных мыслителей. Многие работы переведены на русский язык и о них сложилось мнение. Таким образом, школы изучали идеи Аристотеля, «диалектику» Дамаскина. На полях часто размещались различные аннотации, о чем свидетельствует внимательное изучение книг философов.

Джордано Бруно

Христианские церкви запретили книгу Коперника, но число сторонников этой теории неуклонно росло. Итальянец Джордано Бруно (1548-1600) объединил теорию Коперника с идеей бесконечности Вселенной и множественности обитаемых планет. По этой причине, а также за «занятие черной магией» он был признан еретиком и сожжен в Риме на площади Пьяцца деи Фьори.

Галилео Галилей

Итальянский ученый Галилео Галилей (1564–1642) построил первый телескоп, с помощью которого он смог визуально подтвердить открытия Коперника. Галилей описал эти свидетельства в своей книге, за которую в возрасте 70 лет был вызван на суд инквизиции. Под угрозой пыток и кола Галилей отказался от мысли о вращении Земли. Позже у людей сложилась легенда, что, встав с колен, сдавшись, измученный старик сказал: «Но все-таки повернись!».

 

Печатные пособия — хорошее подспорье для обучения

Появление возможности издавать печатные книги больше всего повлияло на образование в 17 веке. На каждом уроке старейшины раздавали ученикам учебники.

В Москве начали издаваться буквари, которые могли приобрести даже самые бедные слои населения. Такие книги, которые стоили всего 1 копейку, пользовались большой популярностью.

примечательно, что алфавит, написанный диаконом В. Бурцевым, разошелся за один день в количестве 2400 штук.

Вскоре появляется алфавит с картинками, изданный Карионом Истомином. Эта книга построена по известному всем нам принципу. Каждой букве соответствует изображение, название которого начинается с этого звука.

 

Оцените статью
Блог о Российской Империи