Памятник Николаю I на Исаакиевской площади: история и технические особенности монумента

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади

На одной из красивейших площадей С. Установлен по велению его сына Александра II, памятник поставлен на одной линии с Медным всадником.

Память об отце

В 1855 году умер Николай I. Сменивший отца на российском престоле Александр II хотел, чтобы на площади между Исаакиевским собором и Мариинским дворцом был установлен памятник Николаю I. Император был начальником конно-гвардейского полка расположенная поблизости, поэтому эта площадь была выбрана для памятника.

Император лично доверил работу над проектом памятника Николаю I на площади Сант-Изакко придворному архитектору Огюсту Монферрану, который, начав работы в 1856 году, получил от государя два пожелания:

  • памятник должен быть конным, ведь по ту сторону Исаакиевского собора стоит знаменитый памятник Петру I «Медный всадник» Этьена Фальконе;
  • при оформлении скульптуры следует отметить важные дела покойного императора.

Создание монумента

Создание памятника началось через год после смерти императора. Александр лично следил за ходом работы, формулируя комментарии.

Монферран умер, не дожидаясь установки памятника на площади Сант-Изакко, но сумел создать проект, согласно которому рыцарь должен был находиться на высоком пьедестале, украшенном барельефами. Конная статуя высотой 6 метров была создана скульптором Петром Карловичем Клодтом, который первым изобразил Николая I на неподвижной лошади.

Скульптура отражала характер правителя, но не совпадала с дизайном Монферрана. В новом варианте скульптуры отразилось главное — быстрое и грациозное движение встающей на дыбы лошади. Изящество, легкость и стройность памятника подчеркивает неподвижная, торжественная, строгая фигура рыцаря.

Главное - быстрое движение встающей на дыбы лошади

на создание памятника было потрачено 753 тысячи серебра, на отливку статуи было потрачено 1300 фунтов (21,3 тонны) металла. Многие современники считали скульптуру слишком насыщенной деталями. Время показало, что большой памятник гармонично связан с просторами огромной территории.

Необычная скульптурная композиция

Чтобы новый памятник привлекал внимание, он должен быть необычным, и этим занимался гениальный скульптор Клодт. Любимый жеребец правителя Амалатбек служил наездником, тончайшие детали которого реалистично изображены в скульптуре.

Ретро, ​​фото из архивов

Образ императора

Император в парадной форме и шлеме, украшенном двуглавым орлом, изображен скачущим на лошади. Николай I высокий, красивый и стройный, отличный наездник и профессиональный военный, гордо и властно верхом на лошади. Лицо императора суровое и бесстрастное.

Конная композиция воплощает тщеславие и стремление Николая I быть похожим на знаменитого предка Петра Великого. Император поднимает лошадь, но, в отличие от Петра I, статуя опирается только на две точки опоры: задние лапы лошади.

Статуя стоит только на задних лапах лошади

Во время открытия памятника Николаю I — 25 июня 1859 года — все ждали, когда у лошади сломаются ноги, но Клодт был хорошо знаком с той работой, которую он делал. Копыта коня продолжались металлическими столбами, которые поднимались к основанию памятника. Две точки опоры до сих пор вызывают трепет у публики: в конце концов, это первая статуя такого рода в Европе.

Пьедестал

16-метровый памятник Николаю I — это не цельная каменная глыба, а сооружение из разных камней. Эллипсовидный многоярусный пьедестал Монферрана сделан из 118 блоков малинового карельского кварцита и итальянского белого мрамора. Цоколь постамента выполнен из финского гранита темно-серого цвета.

Император приложил все усилия для укрепления империи. Полжизни он провел в походах, спал на раскладушках и старался навести в стране порядок согласно времени.

Барельефы рассказывают период правления императора

Барельефы, украшающие постамент, напоминают потомкам о событиях правления императора:

  • восстание декабристов на площади Пьяцца дель Сенато — 1825 г;
  • подавление восстания холеры на площади Пьяцца дель Сенато — 1831 г;
  • наградить Сперанского за составление первого свода законов — 1832 г;
  • открытие Веребинского моста на железной дороге Петербург-Москва — 1851 год.

В каждой сцене есть император

В каждой сцене главная фигура — император. На лицевой стороне постамента под золотым двуглавым орлом бронзовая надпись: «Николай I, император всея Руси, 1859 г».

Бронзовые буквы

По четырем сторонам постамента размещены аллегорические женские фигуры, на которых видны черты лиц жены и дочерей Николая I:

  • Вера (с крестом и Евангелием).
  • Мудрость (с зеркалом).
  • Правосудие (с весами).
  • Сила (щитом и копьем).

Нижняя часть памятника украшена 4 торшерами и тремя ступенями. На каждом из торшеров по 3 двуглавых орла и 5 фонарей, самых красивых в городе.

В 1860 году между памятником Николаю I и Исаакиевским собором был построен сквер и установлена ​​бронзовая решетка из 20 звеньев.

Советское время и скульптура

В марте 1917 года, во время «борьбы с царем и их воспоминаниями», общественный деятель Пантелеев предложил снести памятник и поставить на пьедестале памятник «декабристам».

Памятник на Исаакиевской площади

В 1930 году было предложено заменить фигуру императора на коне на Буденного или Фрунзе. Памятник защитили: искусствоведам удалось убедить, что это инженерное сооружение нужно оставить потомкам.

В ночь на 18 июня 2011 года вандалы повредили наконечник копья, были арестованы, памятник Николаю I отреставрирован, а конная статуя до сих пор украшает площадь Святого Исаакия.

Фотографии











Глядя на этот памятник, можно увидеть всю семью Императора Николая I. Его младшая дочь Александра предстает перед нами в образе Веры, в ее руках Евангелие. Ольга олицетворяет Мудрость, держащую зеркало. Старшая дочь Мария сидит на шкуре льва: щитом и копьем она олицетворяет Силу. В руках императрицы Александры Федоровны весы и меч, она — правосудие. Женские фигуры находятся по углам гранитного постамента, на котором восседает всадник на вздыбленной лошади. Царь Николай I — в форме офицера лейб-гвардии кавалерийского полка. На золотом гербе государства Российского имеется надпись: «Николай I Всероссийскому императору. 1859 г.». По периметру постамента размещены барельефы, изображающие знаменательные события, произошедшие в период правления правителя: декабрьское восстание 1825 года, подавление холерного восстания, открытие Веребинского моста, награждение Михаила Михайловича Сперанского с Орденом Сант-Андреа Первозванного. Барельефы выполнены Робертом Залеманом и Николаем Ромазановым.

По приказу Александра II в 1856–1859 годах был создан памятник его отцу, императору Николаю I, который стал третьим конным памятником, расположенным в Санкт-Петербурге. Перед скульптором Петером Клодтом стояла непростая задача: воплотить в жизнь проект архитектора Огюста Монферрана. И решил он ее идеально: благодаря металлическим стержням, которые проходят через ноги лошади, у памятника всего две точки опоры. Кстати, именно это инженерное решение спасло памятник в 30-х годах ХХ века от сноса: историкам удалось убедить правительство, что статуя является чудом технического мышления и не имеет аналогов в мире.

Памятник изготовлен в лабораториях Академии художеств, для плавления статуи потребовалось более 21 тонны металла. Интересная деталь: первая отливка пробила форму, как и в случае с Медным всадником. Высота конной статуи составляла 6 м, а общая высота памятника с постаментом — более 16 м. Памятник был окружен красивой чугунной оградой. После революции он был снесен, но восстановлен в 1992 году. Четыре изящных фонаря, расположенные вокруг памятника, по праву считаются одними из самых ярких и красивых. Случайно или по замыслу автора памятник Николаю I поставили на одной линии с Медным всадником.

Благодаря самоотверженности ленинградцев памятник не пострадал во время блокады. Его надежно накрыли щитами и мешками с песком.

Памятник находится на площади Сант-Изакко и доступен для осмотра в любое время.

Источники

  • https://ArchitectureGuru.ru/monument-to-nicholas-isaacs-square-saint-petersburg/
  • https://peterburg.center/maps/pamyatnik-nikolayu-i.html

Оцените статью
Блог о Российской Империи