Маршруты по Эрмитажу 1, 2, 3: какой выбрать, что включают, чем отличаются, описание и схемы

Маршрут №1 по Эрмитажу

Маршрут №1 через Эрмитаж

Этот маршрут считается традиционным, он выбран для первого посещения Эрмитажа. По нему в предпандемический период чаще всего проводятся экскурсии. Он охватывает парадные залы и самые известные художественные выставки эпохи Возрождения.

Туристы, купившие билеты по полной цене, проходят через главный вход Зимнего дворца с Дворцовой площади под аркой, затем через Большой внутренний двор, следуя указателям на Скала-дель-Джордано.

Льготные категории граждан, а также сопровождающие их по билетам общей категории проходят через Малый Эрмитаж со стороны Шуваловского проезда. Это сделано специально, чтобы не было скопления людей при проверке документов, подтверждающих право на скидку от цены. Идите к началу тропы, следуя указаниям сотрудников музея и стрелкам направления.

Билеты в Эрмитаж по первому маршруту продаются онлайн, чтобы не стоять в очередях (в кассах музея можно купить только билеты, не проданные онлайн):

Рекомендуем покупать билет в Эрмитаж с аудиотуром в бесплатном приложении, установленном на вашем телефоне. Аудиогид проведет вас по пути и познакомит с основными экспонатами музея:

Маршрут 1 через Эрмитаж

Маршрут № 1 для всех посетителей начинается с Иорданской лестницы, роскошной и знаменитой, «главного героя» многих исторических фильмов, затем маршрут ведет в приемные Зимнего дворца:

  • Фельдмаршал;
  • Петровский (Тронный);
  • Печать;
  • Георгиевского (через Военную галерею 1812 г с парадными портретами военачальников, прославившихся в войне с Наполеоном).

Из зала Аполлона можно попасть в Малый Эрмитаж. Обязательно остановитесь: вот «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем», известная как «La bella giardiniera» из собрания Лувра.

Вдоль Романовской галереи, где уже проходят выставки западноевропейского искусства, вы попадаете в зал Павильона со знаменитыми часами.

План маршрута нет. 1 в Эрмитаже

Важно: не стоит выбирать последний период для его посещения, так как с 2020 года Павлин не родился.

От прекрасной птицы: переход в Новый Эрмитаж к самым известным шедеврам коллекции русских императоров. Вас ждут картины великих мастеров:

  • Святое Семейство Рафаэля и Мадонна Конестабиле;
  • «Молодой человек с лютней» Караваджо;
  • «Апостоли Пьетро и Паоло» Эль Греко;
  • «Сан-Себастьяно» Тициана;
  • Даная, «Возвращение блудного сына» и «Портрет старика в красном» Рембрандта.

И, конечно же, Мадонна Литта и Мадонна Бенуа Леонардо да Винчи.

Дальнейшие указатели ведут к искусству Древней Греции, Рима и Египта. Малышам с семи лет обязательно стоит показать рыцарский зал.

Если из отведенных 2 часов все еще остается достаточно времени, поднимитесь на 3-й этаж Зимнего дворца в галерее-заповеднике европейской живописи XVII — XVIII веков, чтобы увидеть картины Рубенса и его учеников, Джордано, Гольциуса, последователей Караваджо и других художники.

Пройдя тропу, выйдите из Эрмитажа на набережную дворца к знаменитым атлантам.

Маршрут №2 по Эрмитажу Санкт-Петербурга

Маршрут номер два через Эрмитаж

Этот путь познания сокровищ Эрмитажа длиннее предыдущего. Он начинается от Лестницы церкви и проходит через залы императорской семьи, комнаты русского и восточного искусства, а в конце через несколько переходов уводит туристов в галереи с творениями мастеров Высокого Возрождения.

При этом помните: у вас тоже 2 часа в пути. Стоит ли гоняться за количеством? Если вы уже бывали в Эрмитаже и хотите увидеть что-то новое и необычное, то лучше выбрать маршрут номер 2. Для тех, кому трудно передвигаться по многочисленным лестницам, этот маршрут не подходит, так как большая часть его не оборудована лифтами.

Те, кто приобретает билеты на этот маршрут за полную стоимость, проходят через вход на Дворцовую площадь, в Большой двор и ориентируются по указателям на Церковную лестницу. Бенефициары и их помощники ищут вход со стороны Шуваловского проезда.

План маршрута №2 по Эрмитажу

С лестницы церкви и из церкви дворца вы попадаете в залы и комнаты, предназначенные для резиденции императоров и их семей с 1840 года. Именно тогда Зимний дворец возродился после страшного пожара 1837 года. Интерьер восстановлен архитектором Стасовым по существующим чертежам, большинство из них воссоздано в стиле ампир.

Ваш путь будет проходить через:

  • Концертный и малахитовый залы;
  • несколько залов: усадебный, комнаты Росси и Гамбса;
  • будуар;
  • готический офис;
  • помпейская столовая;
  • комната для курящих;
  • библиотека и несколько других помещений в интерьерах разных эпох.

План маршрута нет. 2 через Эрмитаж

По Салтыковской лестнице можно подняться на третий этаж в залы с произведениями искусства и бытовыми предметами народов и государств Востока, а путь разделен на несколько направлений.

О секрете эксперта: после каждого из них вы можете вернуться к лестнице и выбрать следующую.

На третьем этаже вам доступны два направления творчества народов:

  • Хунну;
  • Монголия и Тибет;
  • Танготов;
  • буддийский пещерный монастырь Дуньхуан;
  • восточный Туркестан вдоль Великого шелкового пути;
  • нэцкэ;
  • Византия;
  • Арабский халифат (Ближний Восток);
  • Мамлюкский султанат;
  • Персия;
  • Османская Империя;

исключить восточное искусство можно, продолжив «русское» направление No. 3 с семью комнатами, обставленными со времен Екатерины II, и комнатами императрицы Марии Александровны, бабушки последнего императора, в том числе:

  • будуар;
  • Малиновый шкаф-купе;
  • Зеленая столовая;
  • Синяя спальня;
  • Золотое пребывание;
  • Белый дом.

Изучив их, вы выйдете в две комнаты с французскими произведениями искусства 18 века.

Направление 4 из «Темного» коридора с французскими и фландрийскими гобеленами ведет через залы:

  • русская культура времен Анны Иоанновны;
  • английское искусство 16-18 веков;
  • прикладное искусство Франции того же времени;
  • Александровский с западноевропейским серебром.

именно через последний зал вы можете пройти в другую часть Зимнего дворца, чтобы добраться до финала Высокого Возрождения, но, поскольку время просмотра ограничено, именно здесь вам следует закончить осмотр по второму маршруту и ​​не пытаться «объять необъятное». Сотрудники музея расскажут, как пройти к выходу на дворцовую набережную.

Эрмитаж в XX веке

История Эрмитажа ХХ века больше напоминает остросюжетную мистерию, героями которой являются сотрудники музея, советская власть и российская армия. Неудивительно, что в революционный период коллекция Эрмитажа пострадала. Серьезные утечки из него начались в первые годы Советской власти.

Во-первых, в 20-е годы прошлого века за счет царской коллекции были воссозданы коллекции музеев союзных республик. Эти потери Эрмитаж частично компенсировал выручкой от национализированных частных коллекций. Но в целом предвоенные годы его истории развернутся под эгидой маневра между жесткими требованиями властей открыть склады для продажи экспонатов на запад и искренним желанием сотрудников сохранить самое ценное. Также за границу были проданы «Венера перед зеркалом» Тициана, «Сан-Джорджо» и «Мадонна Альба» Рафаэля, «Банкетто Клеопатры» Тьеполо и многие другие шедевры французской и итальянской живописи. Противостояние советского агентства «Антиквариат», занимавшегося продажей ценностей, и сотрудников Эрмитажа ярко иллюстрирует эпизод с Восточным отделом, которым руководил Иосиф Орбели. В Эрмитаж прибыла комиссия агентства «Антиквариат» для сбора сасанидского серебра на продажу. Его представители не могли войти. Говорят, Орбели угрожал проглотить ключ и надолго похоронить коллекцию Департамента Востока за тяжелыми дверями музея. Разразился скандал. Директор Эрмитажа Борис Легран и Жозеф Орбели отправились в приключение. Они написали письмо Сталину, который в конечном итоге их поддержал. Письмо вождя стало защитой музея. Все попытки Антиквариата конфисковать то, что даже не принадлежит Восточному отделу, ни к чему не привели. Любые экспонаты, которые планировалось вывозить, внезапно оказались на хранении в Восточном отделе.

Благодаря сотрудникам Эрмитажа в периоды наибольшей «распродажи» собрания Эрмитажа он потерял минимум самых ценных находок. Но цена была очень высокой. За эти годы репрессиям подверглись более пятидесяти музейных сотрудников.

Во время Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована на Урал, но здания музея были сильно повреждены. Об нанесенном ими ущербе свидетельствует перечень строительных материалов, необходимых для реставрации. В него вошли 100 тонн бетона, более 60 тонн штукатурки, 30 километров текстиля и многое другое.

После войны работа в Эрмитаже началась с удвоенной силой. В музей должны были поступить трофейные произведения искусства, в больших количествах вывезенные из Германии. Как известно, Гитлер собирался открыть музей, собрав все лучшее, что ему удалось запечатлеть в Европе. В момент взятия Берлина советскими войсками музей готовился к открытию. Практически случайно его будущего менеджера поймали и сказали, где находятся склады. Произведения искусства вывозились из Германии в вагонах.

Режим работы Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Музей открыт со вторника по воскресенье (понедельник всегда выходной) в следующее время:

  • Вторник, четверг, воскресенье — с 11:00 до 19:00.
  • Среда, пятница, суббота — с 11:00 до 20:00.

Государственные праздники, кроме понедельника: 1 января, 9 мая.

Маршрут №3 по Эрмитажу

Маршрут № 3 в Эрмитаже

Если вы не раз проезжали Зимний дворец, Пикколо и Новый Эрмитаж, то музейный комплекс предлагает новые экспозиции в левом крыле Главного штаба.

График работы филиала, условия приобретения билетов такие же, как у Эрмитажа. Время для просмотра экспонатов стандартное — 2 часа; вход с Дворцовой площади, выход через Певческий мост через Мойку.

В программе осмотра:

  • галереи картин импрессионистов и постимпрессионистов из собраний Щукина и братьев Морозовых с картинами Матисса, Пикассо, Дениса;
  • комната Фаберже;
  • выставка произведений периода модерна;
  • живопись 21 века.

Кроме того, гостям предлагается ознакомиться с интересными документами и экспонатами, касающимися работы министерств иностранных дел и финансов России, а также подразделений Росгвардии в разные периоды жизни страны.

План маршрута нет. 3 в Эрмитаже

Выставка литургических предметов первой четверти XIX века, в том числе:

  • иконостас походной церкви императора Александра I во время войны с Наполеоном;
  • Смоленская икона Божией Матери, подаренная Кутузову;
  • икона из усадьбы Аракчеевых со скрытым портретом Павла I.

Билеты в Эрмитаж на третий маршрут желательно покупать онлайн, так как в кассах можно приобрести только билеты, не проданные онлайн:

Также доступны билеты с аудиотуром на третий маршрут по Эрмитажу, благодаря которому вы не заблудитесь в музее и узнаете много нового:

Практическая информация

Адреса: Главный музейный комплекс — Дворцовая пл., 2; Зимний дворец Петра I — Дворцовая набережная, 32; Персонал — Дворцовая пл., 1; Меншиковский дворец — Университетская наб., 15; Музей Императорского фарфорового завода — проспект Обухой Обороны, 151; Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» — Заусадебная улица, дом 37 А. .

Стоимость взрослого билета в Основной комплекс и все остальные филиалы — 600 рублей, в один из филиалов — 500 рублей. Для детей, студентов, пенсионеров РФ вход свободный. 7 декабря и первый четверг каждого месяца вход свободный для всех. Цены на странице указаны на март 2021 года.

Культурное и историческое значение

Государственный Эрмитаж — бесспорная культурная гордость и ценность не только Санкт-Петербурга и России, но и всего мира. В музее собраны шедевры мирового уровня и памятные вещи, а также различные элементы культуры разных стран и эпох. Все они собраны и собраны в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Эрмитаж хранит в себе наследие всего человечества, ведь в разных залах представлены как следы алтайских народов VI века, так и произведения художников XX века. Чтобы погрузиться в историю разных стран и их культуру, нужно лично посетить музей.

Как турист в Санкт-Петербурге, у вас есть огромный шанс пополнить свои знания в области истории, скульптуры и живописи, а также просто полюбоваться удивительными архитектурными композициями.

 

Отель Эрмитаж

Гостиница Эрмитаж — это официальная гостиница Государственного Эрмитажа, которая является еще одной важной частью музейного комплекса.

Отель категории 5 звезд и расположен в историческом здании 1830 года постройки, в тихом районе исторического центра Санкт-Петербурга, на улице Правды, 10.

В отеле воссоздана «атмосфера Эрмитажа» в духе царской России с присущей ей изысканностью и богатством. Этому способствует как внешняя отделка здания, так и внутренние интерьеры общих частей и комнат, и даже меню ресторанов отеля и форма консьержа.

В отеле среди услуг: бутик-ресторан с традиционной итальянской кухней и изысканными десертами, ресторан на панорамной крыше, лобби-бар с легкими закусками традиционной русской кухни, фитнес-центр, спа и оздоровительный центр, бесплатный Wi-Fi, бесплатная парковка и конференц-залы.

В отеле есть несколько категорий номеров: премиум, люкс, полулюкс и люкс, а также императорский люкс, президентский люкс и люкс Эрмитаж.

Все номера и люксы обставлены элегантной мебелью, спроектированной флорентийскими лесорубами. В каждом номере есть телевизор с плоским экраном, мини-бар, сейф, кондиционер и собственная ванная комната, отделанная итальянским и греческим мрамором.

Предоставляются халаты и бесплатные туалетно-косметические принадлежности.

Завтрак «шведский стол» может быть включен в стоимость номера».

Жемчужины европейской коллекции

Диптих Роберта Кампена, Мадонна Бенуа Леонардо да Винчи, Юдифь Джорджоне, Женский портрет Корреджо, Сан-Себастьян Тициана, Лютнист Караваджо, Возвращение блудного сына Рембрандта, Дама в Голубом Гейнсборо».

В последующие годы что-то вернулось в европейские коллекции. Но многое еще остается на территории России сегодня. Сегодня в Эрмитаже выставлены трофейные картины Мане, Ван Гога, Тулуз-Лотрека и других. Однако вполне вероятно, что содержимое некоторых хранилищ все еще неизвестно широкой публике или научному сообществу. Споры по поводу трофейных работ продолжаются.

Сегодня Эрмитаж также является важным исследовательским центром.

Эрмитаж в царское время

Один из важнейших периодов в истории музея, несомненно, связан с именем Екатерины II, которую по праву называют его основательницей. В Зимнем дворце под его руководством была сделана пристройка, которую назвали Эрмитажем. Здесь устраивались обеды для круга приближенных. Гости обсудили политику и искусство. В этой части дворца действовало особое правило: «все ряды оставлять за дверью», «спорить без рвения» и т.д. Здесь же хранилась частная коллекция картин Екатерины II, которая началась с приобретения коллекции торговца И. Е. Гоцковского, в которую вошли работы голландских художников. В период правления Екатерины II коллекция пополнилась картинами Тициана, Рубенса, Рафаэля и других великих мастеров, была приобретена единственная в России скульптура Микеланджело «Приседающий мальчик». По всей Европе эмиссары императрицы покупали для нее десятки и даже сотни картин, зачастую только путем покупки уже сформированных коллекций. Помимо множества картин в Эрмитаже появилось более 10 000 монет и медалей, более 10 000 рисунков, бесчисленное количество гравюр, камней и книг.

Павел I, чуждый мнению матери и питаемый сильной неприязнью к ней, тем не менее продолжал коллекционировать искусство, в основном итальянское. Однако он приказал разместить букву «П» на всех картинах коллекции. Таким образом, ученым удалось установить, какие именно полотна поступали в Эрмитаж до начала XIX века.

Правление Александра I связано с реформой, проведенной графом Дмитрием Бутурлиным. Коллекция разделена на несколько частей, каждая из которых имеет хранителя. В эпоху Александра I собрание Эрмитажа было наполнено испанской и английской живописью. Но самые ценные приобретения связаны с центральным эпизодом его правления: войной 1812 года. Как и многие представители французской знати, графиня Богарне, бывшая жена Наполеона Бонапарта, беспокоилась о сохранении привилегий после победы империи. Российская армия. Она решила сделать Александру I подарок, долго отказывалась его принимать, но Жозефина настояла. Таким образом, знаменитая «Камея Гонзага» вошла в собрание Эрмитажа».

Николай I, увлекающийся военным делом, оставил 600 картин с изображением батальных сцен. Во время его правления, в 1826 году, была создана знаменитая Военная галерея 1812. Сам император любил живопись и часто позволял себе гравировать изображения солдат на полотнах мастеров батальной живописи. При нем некоторые артефакты из коллекции были переданы в дар или уничтожены. Однако благодаря ему появился Новый Эрмитаж, все существующие постройки были отстроены заново.

А в 1852 году музей впервые был открыт для посетителей под названием «Императорский Эрмитаж». В течение следующих полувека его коллекция восстанавливалась с разной степенью интенсивности. Одним из самых известных приобретений того времени стала «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, приобретенная в 1914 году.

История создания и развития

История Государственного Эрмитажа началась более 250 лет назад, когда в частную коллекцию картин Екатерины II пополнилось 225 драгоценных полотен фламандских и голландских мастеров. Их передал императрице в долг купец Иоганн Гоцковский. Коллекция размещалась в дворцовом флигеле — Эрмитаже, который впоследствии стал названием музея.

Эрмитаж переводится с французского как «место уединения или изоляции». Изначально конструкция Piccolo Eremo была предназначена именно для этой цели. Катерина II создала его как интимный уголок, где вы можете уединиться, расслабиться в неформальной обстановке или повеселиться. Идея музея воплотилась в жизнь намного позже.

Серьезная реконструкция коллекции предоставила императрице возможность прославиться как «просвещенная императрица» и ценитель искусства. По приказу Екатерины II продолжались закупки ценных произведений искусства. Постепенно экспонаты заняли новое здание — Старый Эрмитаж. Пополнению коллекции способствовали посол Д. Голицын, Александр I и Николай I. Французский философ Дени Дидро также закупил собрания для всероссийской императрицы.

Идея общественного музея была реализована еще Николаем I. Хотя изначально далеко не все могли посмотреть на картины всемирно известных творцов: вход в музей осуществлялся по специальному пропуску, который нужно было получать в канцелярия суда.

До 1925 года в качестве музея использовался только Новый Эрмитаж. Через некоторое время для посетителей открылись и другие здания: среди них Малый и Старый Эрмитаж, резиденция царской семьи, Зимний дворец и Эрмитажный театр. В 1981 году Меншиковский дворец, расположенный на Васильевском острове, вошел в состав Государственного Эрмитажа.

В советское время экспозиция музея существенно пополнилась коллекцией Академии художеств и национализированными частными собраниями.

Музейный комплекс продолжает активно развиваться и совершенствоваться. Количество посетителей превышает 3 миллиона в год.

Филиалы Эрмитажа

Зимний дворец Петра I

Резиденция Петра Великого была перестроена в Эрмитажный театр в 18 веке. Спустя 200 лет в ходе реставрации были открыты покои императора и императрицы, перестроены столовая, кабинет и токарная мастерская, выставлены их личные вещи и предметы быта. Гостей встречает «восковая парсуна» — скульптурный портрет Петра I, сделанный вскоре после его смерти.

Дворец Меншикова

Одним из первых каменных построек новой столицы был дворец ее первого губернатора Александра Меншикова. Роскошь интерьеров поражала современников и зарубежных гостей. Сейчас выставка «Культура России начала XVIII века»

Главный штаб

В восточном крыле огромного здания Главного штаба хранится коллекция французской живописи XIX и XX веков. Это одна из богатейших коллекций импрессионизма, в которой около 3000 картин. Произведения Клода Моне, Ренуара, Дега, Сезанна, Сислея полностью раскрывают эволюцию этого художественного направления. 8 работ Ван Гога находятся в центре внимания посетителей выставки.

Музей Императорского фарфорового завода

Все заказы императорской семьи на первом русском фарфоровом заводе были выполнены в двух экземплярах, второй остался в музее завода. За годы работы накопилось 30 тысяч экспонатов, которые легли в основу выставки, представляющей комплексную ретроспективу развития фарфорового искусства 18-20 веков.

Реставрационно-хранительский центр «Старая деревня»

Исторические и художественные ценности, редкие книги, экипажи, коллекции мебели из фондов Эрмитажа ранее были недоступны для просмотра. Сегодня склад и реставрационные мастерские открыты для посетителей. Здесь им предоставляется возможность заглянуть за кулисы музейной деятельности, увидеть редкие артефакты, готовящиеся к размещению в залах Эрмитажа.

Представительства Эрмитажа в других городах

Эрмитаж создал особую форму своего присутствия в регионах России и за рубежом — это постоянно действующие культурные и выставочные центры.

Так есть центры в Казани (центр Эрмитаж-Казань), Выборге (центр Эрмитаж-Выборг), Омске (центр Эрмитаж-Сибирь), Екатеринбурге (центр Эрмитаж-Урал), Амстердаме (выставочный центр Эрмитаж-Выборг). -Амстердам »/ Эрмитаж Амстердам).

Научно-культурный центр «Эрмитаж-Италия» был открыт в 2007 году в Ферраре с целью проведения совместной научной работы по изучению итальянских художественных коллекций и российско-итальянских культурных связей. С 2013 года Центр «Эрмитаж-Италия» находится в Венеции: помещения на площади Сан-Марко переданы в пользование Палаццо делле Античе Procure.

Маршруты экскурсий по Эрмитажу в 2021 году

Во время пандемии летом 2021 года экскурсии проводятся индивидуально — в группе до 10 человек.

Цена билета — 1000 рублей (входной билет и экскурсионное обслуживание), преимуществ нет. Исключение составляет детская версия «В мире красоты» стоимостью 600 рублей.

Временные выставки

Временные выставки включены в стоимость билетов на маршрутах No. 1 и 2 Эрмитажа. Они находятся в нескольких залах музея. Некоторые доступны только по маршруту 2 (например, «Ящик Александра III»), другие — в обоих направлениях (например, «Искусство средневековья из галереи Умбрии»).

возможно посещение временных выставок отдельно, вне установленных маршрутов.

График сеансов, единый для любого маршрута

Дни недели Сеансы для основной категории посетителей Специальные предложения сеансов в льготных категориях
вторник-воскресенье 11-00, 11-30, 12-00, 12-30, 13-00, 13-30, 14-00, 14-30, 15-00, 16-00, 16-30, 17-00 11-30, 12-00, 14-00, 15-00, 16-30, 17-00
среда, пятница, суббота (доп.) 17-30, 18-00

Выходной день — понедельник, а также праздничные дни 1 января и 9 мая.

 

Оцените статью
Блог о Российской Империи